UA / RU
Поддержать ZN.ua

«ДВИГАТЕЛЬ ЕВРОПЫ» НАЧИНАЕТ ДАВАТЬ СБОИ

Какие только эпитеты не придумывают сегодня для мощнейшей германской экономики - ее называют и гл...

Автор: Михаил Соколовский

Какие только эпитеты не придумывают сегодня для мощнейшей германской экономики - ее называют и главным локомотивом Европейского союза, и его двигателем или электростанцией, и даже якорем новой общеевропейской валюты. Однако в машинном отделении ЕС в последние месяцы стали слышны сбои. Это не осталось незамеченным экспертами. Так, известный экономист компании Merrill Lynch Холдер Шмейдинг в своем материале, опубликованном в журнале The Economist, назвал Германию «самым серьезным больным Европы».

И господин Шмейдинг - не единственный эксперт, полагающий, что сильнейшая европейская экономика может стать слабым звеном в цепи 11 государств, которые в начале этого года ввели в обращение новую валюту евро. «Нарастание спада экономической активности будет продолжаться» - это уже вывод о перспективах германской экономики департамента экономики крупной лондонской компании HSBC. До того времени, пока экономическое развитие Германии опять пойдет по восходящей (а произойдет это не раньше конца нынешнего или начала следующего года), стране придется пережить период значительного спада. Таково общее мнение наблюдателей и аналитиков, специализирующихся на этой стране. А в целом за текущий год экономический рост Германии составит всего 1,4 процента - ровно половину прошлогоднего показателя.

Из-за того, что Германия производит не менее трети общей продукции стран, входящих в зону евро, такое развитие событий может весьма негативно сказаться и на перспективах всего Европейского континента, значительно затормозив его экономический рост и снизив конкурентоспособность промышленных предприятий ЕС.

Доверие деловых структур к прогнозам о долгожданной стабилизации исчезло после шести месяцев неизменного экономического торможения. Количество промышленных заказов, этот главный признак деловой активности, снизилось за последнее время значительно ниже предполагаемого уровня. В то же время безработица, самая тяжелая проблема, стоящая сегодня перед немецкими политиками, со времени инаугурационной речи Герхарда Шредера в октябре прошлого года выросла более чем на полмиллиона человек.

За исключением одной Италии, все другие страны зоны евро обогнали в прошлом году ФРГ по темпам своего развития. И нет сомнений в том, что снижение кредитных возможностей Европейского центрального банка, наблюдающееся в последнее время, непосредственно связано с внезапным спадом деловой активности в Германии.

Сами же представители германского правительства большую часть времени на протяжении последних месяцев пытались найти причину недугов экономики своей страны в общей экономической системе объединенной Европы. Однако бизнесмены обвиняют в таком неблагоприятном развитии ситуации левоцентристское правительство канцлера Шредера, запугавшего промышленность страны бременем новых налогов. В частности, германские промышленники жалуются на то, что 45-процентный корпоративный налог сегодня в их стране является одним из самых высоких в мире. Крупнейшие компании, такие, как гигант страхового бизнеса Allianz AG, собираются покинуть территорию Германии, перебравшись в страны с более благоприятной налоговой атмосферой.

Беспокойство руководителей промышленных предприятий усилилось также из-за неясностей с постоянно меняющимися планами правительства в отношении налоговой реформы. Все соглашались, что необходимость в такой реформе давно назрела, однако из-за несогласованности вопросов, с ней связанных, руководители предприятий откладывали составление своих бизнес-планов. Министр финансов Оскар Лафонтен ушел в марте со своего поста частично по причине резко негативной реакции представителей бизнес-структур на его план налоговой реформы. К ужасу последних, Шредер допустил рассмотрение этой реформы в парламенте страны даже после отставки Лафонтена.

Затем Шредер намекнул о своих намерениях вернуться назад и внести очередные изменения в проект налоговой реформы. При дефиците бюджета этого года в как минимум 30 миллиардов марок правительство, по сообщениям местных газет, подумывает о повышении величины на этот раз налога с оборота.

По мнению Шмейдинга, имея такие высокие налоги и зарплаты, Германия оказалась в порочном круге, в котором чрезмерные налоги ведут к росту безработицы и социальной напряженности, для финансирования последствий которых и используются средства, полученные от этих же налогов.

Такой известный двигатель германской экономики, как экспорт, являющийся ключевым элементом благополучия национальной торговли, также сбавляет обороты. И с этим также трудно бороться. Спад в Азии, Латинской Америке и России в течение прошлого года непрерывно сжимал германский экспорт. В первом квартале его рост составлял 15,5 процента, во втором - уже 9,6, в третьем - 2,9, а в последнем - только 1 процент. Подобная тенденция отмечена и в текущем году.

Так что все надежды для Германии сегодня связаны с окончанием спада в странах Азии и перспективами того, что Шредер все же окажется подходящим «механиком» для германской экономической модели, в силах которого воплотить в жизнь обещания, розданные во время предвыборной кампании. Однако, по мнению экспертов, в настоящее время «ветер в Германии дует пока что не в ту сторону».