Жесткая привязка китайского юаня к американскому доллару на отметке 8,3:1 произошла еще в 1994 году. Поначалу этот факт особого беспокойства не вызывал. Однако сейчас ситуация изменилась. Наблюдающееся в последнее время резкое ослабление доллара, казалось бы, дает американским экспортерам неплохой шанс сократить огромный торговый дефицит в 100 млрд. долларов. Но не тут-то было: Китай, который давно уже экспортирует не только дешевые поделки своих бесчисленных кооператоров, от падения доллара оказывается еще в большем выигрыше.
Как утверждает всезнающая статистика, каждый третий телевизор на планете — китайского происхождения. То же самое касается и кондиционеров с фотоаппаратами, а вот из стиральных машин китайской оказывается только каждая четвертая. По мнению аналитиков, в настоящее время курс юаня по отношению к доллару занижен процентов на 40. И если подобная ситуация сохранится, китайский экспорт может полностью завалить не только США, но и всю мировую экономику.
С другой стороны, аналитики ведущих рейтинговых агентств — в частности, Standard&Poor’s — неоднократно предупреждали, что стремительный переход к конвертируемости китайского юаня или хотя бы резкое повышение его фиксированного курса способно привести к обвалу китайского рынка. Однако Джона Сноу, министра финансов США, это не останавливает, и он продолжает оказывать давление на руководство Китая, требуя немедленных мер как минимум по ревальвации юаня.
Представители Евросоюза действуют гораздо мягче, хотя от заниженного курса китайской валюты, да еще и в условиях так некстати случившегося укрепления евро, они тоже не в восторге. Европейцы ограничиваются лишь «советами» перейти от привязки юаня к американскому доллару на привязку к корзине валют. Однако и это решение китайскому руководству не кажется привлекательным.
Впрочем, раздражение у американцев вызывает не только ситуация с юанем. Похоже, они уже жалеют о том, что впустили Китай в ВТО. Ведь когда осенью в Канкуне на конференции ВТО на Пекин начали наезжать из-за закрытости его сельскохозяйственного рынка, он не только сам оказал достойное сопротивление, но и создал группу единомышленников. И вместе с Индией, Бразилией и Южной Африкой потребовал от США и ЕС отмены сельскохозяйственных субсидий, которые те сотнями миллиардов долларов в год выплачивают своим фермерам.