UA / RU
Поддержать ZN.ua

ДОЛГОЖИТЕЛИ РОССИИ УЖЕ МОГУТ ПОЛУЧИТЬ СВОИ СБЕРЕЖЕНИЯ

(Москва) Как и предполагалось, предстоящие президентские выборы в России вновь заставили властные структуры вернуться к закону «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации»...

Автор: Валентина Морозова

(Москва)

Как и предполагалось, предстоящие президентские выборы в России вновь заставили властные структуры вернуться к закону «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации». Судя по апрельскому указу президента Бориса Ельцина, государство частично рассчитается с родившимися в 1916 году и ранее. Когда с остальными - очень трудно сказать...

С 10 июня с. г. предварительной компенсации в России подлежит одна тысяча рублей с каждого вклада, превышающего эту сумму, или полностью весь вклад, если он был не больше тысячи рублей. Компенсация будет производиться по вкладам, внесенным до 20 июня 1991 года, и ее размер будет зависеть от «возраста» вклада. Так, вклады действовавшие в 1992 - 1994 году и закрытые в 1995-м, индексируются в 900 раз, закрытые в 1994-м - в 800, те, что были закрыты в 1993-м и 1992-м, - соответственно в 700 и 600 раз.

Эти меры, с одной стороны, поддерживают хотя бы немного социальный статус престарелых граждан, но с другой - отодвигают на неопределенное время начало реализации закона «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации».

Подписанный президентом еще в мае прошлого года, закон определяет основные решения по этой проблеме. Государство обязуется признать обесцененные сбережения государственным долгом и соответственным образом индексировать их. Вопросы же, связанные с механизмом реализации, вынесены за рамки закона и обозначены в восьми новых законопроектах, четыре из которых уже приняты Госдумой в первом чтении и почти готовы к принятию во втором. Однако процесс работы затянулся в связи с прошлогодними выборами в Государственную думу. Тогда же правительство заявило, что «приступить к восстановлению вкладов граждан намерено уже в следующем году», то есть в 1996-м.

Тем не менее выполнить это обещание будет непросто. И не только потому, что приступить к созданию механизма по гарантированному обслуживанию внутреннего долга представители исполнительной власти смогут только тогда, когда названные выше законопроекты будут приняты сначала Госдумой, затем Советом Федерации и, наконец, подписаны президентом. Причина еще и в том, что в бюджете на 1996 год не предусмотрено никаких расходов по восстановлению дореформенных сбережений 70 миллионов вкладчиков, а значит, предстоит еще не очень приятная и длительная процедура корректировки бюджета.

Следует иметь в виду, что если, скажем, увеличить дореформенный рубль во столько же раз, во сколько на сегодняшний день увеличилась стоимость потребительской корзины россиянина, то есть в семь тысяч раз, взяв за основу механизм, прописанный в одном из четырех выше упомянутых законопроектов - «О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства РФ», и выдать сразу всем проиндексированные вклады, то вступление данного федерального закона в силу повлечет увеличение государственного внутреннего долга Российской Федерации на сумму до 500 трлн. руб.

Конечно, на выплаты «всем и сразу» не надеются даже самые наивные. Что же когда?

По словам одного из разработчиков закона о сбережениях Тараса Онищенко, деньги потребуются не для погашения долга, а на преобразование в новые государственные долговые обязательства облигаций выигрышного займа 1982 года, казначейских обязательств СССР, сертификатов Сбербанка СССР, а также сбережений жителей России, помещенных в Сбербанк до 20 июня 1991 года, и ценных бумаг, приобретенных до 1 января 1992 года. Кроме того, государству надо будет нести расходы по обслуживанию появившегося госдолга, по выплате таких процентов по нему, чтобы число желающих приобрести долговые обязательства превышало число желающих изъять свои вклады. При грамотном подходе к этому делу в бюджете появятся косвенные доходы, благодаря которым процесс восстановления внутреннего долга сможет сам себя финансировать.

Для этого долговые обязательства должны стать товаром, имеющим спрос. Предполагается, что долговыми обязательствами, приравненными по своей стоимости к некоторому объему валюты РФ, можно будет расплатиться за приобретение госсобственности, использовать восстановленные сбережения можно будет для развития приоритетных экономических программ. С этой целью после регистрации предприятия и открытия расчетного счета долговые обязательства россиянина, с учетом индексации, могут быть конвертированы в валюту РФ для организации производства товаров народного потребления, продуктов питания, жилищного строительства или перечисляются в другую перспективную отрасль по желанию предпринимателя. Однако, по мнению разработчиков закона из числа депутатов, выгоднее будет вкладывать долговые обязательства в те экономические программы, на реализацию которых государство уже выделило средства из бюджета.

Имеются и другие варианты восстановления сбережений. В частности, они предполагают погашение внутреннего долга из прибыли, полученной за счет использования госсобственности инвестиционными фондами, банками, другими коммерческими структурами, которым правительство на конкурсной основе передаст право заниматься восстановлением и защитой сбережений.