UA / RU
Поддержать ZN.ua

ДОЛГИ ЕВРОПЕЙСКИХ ТЕЛЕКОМОВ

Сначала была мечта. Теперь есть долги. Этими словами Эдмонда Эндрюса, обозревателя New York Times Service, достаточно точно определяется ситуация на рынке европейских телекоммуникаций...



Сначала была мечта. Теперь есть долги. Этими словами Эдмонда Эндрюса, обозревателя New York Times Service, достаточно точно определяется ситуация на рынке европейских телекоммуникаций. Охваченные нездоровым стремлением первыми прийти к финишу в гонке сверхсовременных беспроводных средств связи «третьего поколения», европейские компании лишь в этом году потратили более 90 миллиардов долларов на приобретение лицензий. И это еще только начало. Им придется раскошелиться на еще гораздо большие суммы, прежде чем обзавестись первым клиентом.

Впрочем, придется — это еще не значит удасться. Инвесторы в значительной степени охладели к акциям компаний этого сектора экономики, тем более что они, эти акции, потеряли в течение года треть своей цены. Конечно, западному миру к этому не привыкать. Гораздо большую обеспокоенность вызывает утрата доверия к телекоммуникационным компаниям со стороны банков. В частности, Bank of England предупредил на прошлой неделе, что крупнейшие в Европе операторы на рынке телекоммуникационных услуг могут столкнуться с большими проблемами в попытках рефинансировать свои долговые обязательства. В течение ближайшего года банку предстоит вернуть 250 миллионов долларов кредитов, выданных этим компаниям, что является достаточно проблематичным. А процесс банкротства мелких телекоммуникационных фирм вообще уже давно вышел из-под контроля.

Впрочем, особо крупной волны дефолтов со стороны телекоммуникационных компаний специалисты пока еще не обещают. Ведь телекомы в основном создавались под крылом прочно стоявших на ногах телефонных компаний, имеющих многомиллиардные — в долларах — годовые обороты. И все же даже такие гиганты, как British Telecommunications PLC, Deutsche Telekom AG и France Telecom SA, чувствуют себя в подобной ситуации более чем неуютно.

Что же касается менее крупных фирм, то здесь дело обстоит еще трагичнее. На прошлой неделе Moody’s Investors Service Inc. предупредил о резком снижении кредитного рейтинга Royal KPN NV, голландской телефонной компании, которая потратила миллиарды долларов на покупку лицензий по всей Европе. В результате KPN имеет сейчас долгов на 18 миллиардов долларов и является наиболее уязвимой из всех телефонных компаний Европы.

Standard&Poor’s Corp. понизила кредитные рейтинги еще восьми европейских телекомов, на этот раз из разряда тяжеловесов. S&P прогнозирует, что общий объем долга Deutsche Telekom достигнет до конца года 57 миллиардов долларов, что составит 60 процентов всего капитала компании. Только на приобретение лицензий эта компания потратила 14 миллиардов долларов, а приобретение американской VoiceStream Communications Inc. обошлось ей еще в 35 миллиардов.

Расплачиваться по своим долгам европейским телекомам придется уже в достаточно близком будущем. 13 миллиардов долларов будут ожидать от Telecom Italia SpA в августе, 18,5 миллиарда — от France Telecom в июле, 27 миллиардов — от British Telecom тоже в августе и 20,5 миллиарда придется в октябре выплатить компании Vodafone Group PLC.

Ни для кого не секрет, что возвращать подобные кредиты большинство должников пока что не собирается. Однако, с учетом понижения их кредитного рейтинга, переодалживать эти деньги им придется под гораздо более высокие проценты. Ситуация еще больше усугубляется положением на фондовом рынке, где цены на акции продолжают свое стремительное падение. Значит, компаниям придется распродавать свои активы. Именно так и поступил Deutsche Telekom, решившийся на распродажу своего имущества на сумму в 26 миллиардов долларов, включая системы кабельного телевидения по всей Германии. Однако даже эти героические усилия не повысили кредитного рейтинга компании: специалисты S&P утверждают, что ее финансовое состояние будет оставаться «слабым» еще в течение 18—24 месяцев.

Оксана ПРИХОДЬКО по материалам International Herald Tribune