Перед министрами торговли и торговыми представителями 149 стран, собравшимися в начале июля в женевской штаб-квартире ВТО, стояла очень непростая задача — вывести из тупика процесс либерализации мировой торговли, начавшийся в сентябре 2001 года в Дохе. Пообещав тогда устранить барьеры, препятствующие ускорению экономического развития бедных стран, богатые государства, в первую очередь США и члены ЕС, так до сих пор и не сдержали своих обещаний. Поэтому нынешний форум должен был стать, по мнению генерального директора ВТО Паскаля Лами, «моментом истины», который в конце концов выведет из тупика Дохийский процесс и позволит избежать серьезного кризиса всей системы ВТО.
Правда, по окончании встречи оказалось, что это была только «предпоследняя» попытка. Девиз «или сегодня, или никогда» плавно трансформировался в «давайте еще раз попробуем сделать это завтра».
С одной стороны, к подобным трансформациям участникам переговоров не привыкать: своеобразные «дедлайны» были установлены и для 2003-го, и для 2005-го, и даже для апреля 2006-го. И ничего, жизнь продолжается. Богатые страны еще больше богатеют, бедные — беднеют, и при этом представители и тех, и других неутомимо ищут «компромиссные» решения.
Впрочем, некоторые моменты указывают на то, что уже в ближайшем будущем ключевым игрокам будет очень сложно создавать иллюзию полноценного участия в этом виртуальном процессе. Срок действия специального закона, уполномочивающего президента США Джорджа Буша проводить подобные переговоры, истекает в июле 2007 года. Причем до окончания этого срока договоренность не только должна быть достигнута в рамках ВТО, но и «проштампована» американским Конгрессом. В противном случае потребуется продление мандата, что, с учетом существующего мощного сельскохозяйственного лобби в США, представляется весьма проблематичным.
Сьюзен Шваб, новоназначенный торговый представитель США, старательно демонстрирует готовность Америки идти на максимальные уступки, в том числе и на снижение пошлин на импорт сельскохозяйственной продукции аж на 60%. Учитывая, что Брюссель готов согласиться лишь на 46-процентное сокращение, позиция США выглядит практически беспроигрышной. И только правозащитная американская группа Oxfam (как подает это The Washington Post) способна несколько скорректировать акценты, утверждая, что американская администрация при этом планирует увеличить объемы сельскохозяйственных дотаций с 19,7 млрд. долл. в 2005 году до 22,7 млрд. — в следующем.
Позиция Брюсселя тоже выглядит достаточно логичной, особенно с точки зрения европейских стран. Пойдя на поводу у США и сократив пошлины на сельскохозяйственный импорт на вожделенные Вашингтоном две трети, Европа сыграет на руку не столько бедным странам, сколько все тем же США, а также Австралии и Бразилии. Впрочем, если бы сами бедные страны и, в первую очередь, Бразилия, Индия и Китай, снизили тарифы на ввоз промышленной продукции, то европейцы, возможно, и пошли бы на предложенные меры. Однако именно в обилии этих сослагательных наклонений и кроется основной риск для благополучного исхода переговоров.
Переговоры в рамках Дохийского форума, который некоторые русскоязычные острословы уже переименовали в «дохский», в этом формате, судя по всему, уже не имеют перспектив. Тем не менее руководство ВТО все еще надеется, что кардинальные решения по наиболее спорным вопросам будут приняты политическими лидерами.