UA / RU
Поддержать ZN.ua

ДИЛЕММА БРАЗИЛЬСКОГО ПРЕЗИДЕНТА СМОГУТ ЛИ ЛЕВЫЕ СПАСТИ БРАЗИЛИЮ ОТ ДЕФОЛТА?

Как и предсказывали социологи, президентские выборы в Бразилии уверенно выиграл Луис Игнасио Лула да Сильва, лидер Рабочей партии — крупнейшей левой политической организации Латинской Америки...

Автор: Максим Череда
Панорама Рио-де-Жанейро

Как и предсказывали социологи, президентские выборы в Бразилии уверенно выиграл Луис Игнасио Лула да Сильва, лидер Рабочей партии — крупнейшей левой политической организации Латинской Америки. Бывший рабочий, лидер профсоюзов, создавший в 1980 году свою партию, Лула уже трижды участвовал в президентской гонке. Победил в ней он только теперь.

Эксперты единодушны в том, что успех Лулы на президентских выборах объясняется растущей разницей в доходах между богатыми и бедными и высокой безработицей в Бразилии. И в том, и в другом бразильцы обвиняют уходящее правительство, в котором, в частности, работал соперник да Сильвы Жозе Серра. Страна крайне нуждается в переменах, и избиратели, очевидно, посчитали, что с ними лучше справится кандидат левых сил. Тем более что взгляды Лулы претерпели значительные изменения. Ранее его платформу отличала антикапиталистическая риторика, однако теперь он от нее отказался. В своей программе да Сильва в первую очередь обещал провести в стране серьезные социальные реформы.

Сегодня на повестке дня Бразилии стоит главный вопрос — как же г-н да Сильва распорядится своей победой? Перед новым президентом Бразилии стоит нелегкая задача. Он фактически оказался меж двух огней — с одной стороны, избиратели, привлеченные его популистскими предвыборными обещаниями, с другой — инвесторы и МВФ, напуганные перспективой воплощения в жизнь некоторых из этих заявлений. Сейчас новый президент, разумеется, может смягчить тон своей социалистической риторики, однако финансовые рынки по-прежнему серьезно нервничают по поводу ближайших экономических перспектив Бразилии.

Подобно большинству других недавно избранных лидеров, исповедующих левую идеологию, Лула имеет в настоящее время достаточно ограниченное пространство для маневра. Учитывая серьезное беспокойство, царящее на внутреннем бразильском рынке, он должен быть готов к тому, что ситуация в любой момент выйдет из-под контроля. Однако это все не может сравниться с последствиями воздействия враждебных финансовых рынков, которые не преминут воспользоваться паникой, если она охватит экономику Бразилии.

Большинство намерений президента в экономической сфере пока что выглядит достаточно туманно. Однако некоторые из своих обещаний он должен будет выполнить достаточно быстро. И хотя да Сильва не сможет начать действовать немедленно (прежний президент будет исполнять свои обязанности до конца года), его поведение в переходный период во многом станет определяющим в отношении того, начнется ли в Бразилии полномасштабный финансовый кризис.

Не стоит забывать, что Бразилия связана по рукам и ногам огромным внешним долгом — 260 млрд. долл., что составляет примерно половину ее ВВП. Правительству что-то надо делать и с огромным бюджетным дефицитом. Это значит, что новый президент Бразилии не сможет найти денег на социальные программы, которых так ждут рядовые избиратели.

Вопрос финансовой задолженности Бразилии вызывает серьезное беспокойство и у зарубежных инвесторов, и у МВФ. Стремительный экономический рост, наблюдавшийся в стране в последние годы, создавал иллюзию, что с этой проблемой можно будет легко справиться. Однако в результате ухудшения экономических показателей в последнее время часть долга в бразильском валовом продукте достигла такого значения, при котором, по мнению многих экспертов, экономическая модель становится просто неустойчивой и может «опрокинуться» в любой момент. Резкое падение стоимости местной валюты — реала — и поднебесный взлет процентных ставок (только в середине октября их повысили на три процента) сделали позиции государственного долга еще более уязвимыми.

Это выглядит забавно, но первой социалиста Лулу поздравила с победой Федерация банков Бразилии (Febran). Послав ему поздравление, директор Febran не забыл попросить и за национальную валюту — мол, присмотрите за ней, пусть уж не падает.

А ведь предвыборная кампания да Сильвы отличалась резкой критикой именно финансового сектора экономики, из-за чего биржа несколько раз всерьез пугалась и грозила обвалиться. В своем послании федерация посоветовала новому президенту справедливо управлять страной, не ставя под удар экономику и стабильность валюты.

Когда-то Лула назвал финансистов «негодяями» экономики, и теперь вот они ему это припомнили. Экономические рейтинги Бразилии прошлым летом существенно понизились, так как фигура да Сильвы ассоциировалась с угрозой полного прекращения выплат по внешнему долгу — это заявление было частью его предвыборной программы несколько лет назад. Судя по всему, теперь банки решили его простить, что немедленно сказалось на бирже: после примирения рейтинг IBEX, например, повысился на 2% процента.

Г-н да Сильва отдает себе отчет, что именно перспектива его победы на выборах так накалила обстановку на рынках. И ситуация заставляет его выражаться более ясно и конкретно в отношении того, что же он собирается делать для укрепления экономических основ государства. Несколько месяцев назад он говорил о необходимости проводить осторожную финансовую политику. Позже, в своих выступлениях накануне выборов, он подтвердил, что при необходимости готов пойти на ужесточение финансовой политики, согласившись на значительное первичное превышение доходов над расходами в бюджете, для того чтобы продемонстрировать готовность Бразилии выполнить свои финансовые обязательства.

К сожалению, те вопросы, в которых да Сильва был столь конкретным, можно пересчитать на пальцах. Но даже его уточнения и тщательные разъяснения подходов к тем или иным экономическим проблемам не могли окончательно успокоить финансистов. К примеру, в одном из своих выступлений он сообщил, что не собирается оставлять на своем посту пользующегося заслуженным уважением председателя центрального банка страны Арминио Фрагу. Это заявление вызвало дополнительные волнения на рынках страны и региона.

А ведь Бразилия остро нуждается в методах, которые стимулировали бы экономический рост. Даже убежденные противники избранного президента соглашаются с тем, что уходящее правительство, пытаясь обуздать инфляцию, просто пожертвовало этой составляющей. На протяжении последних восьми лет ежегодные темпы роста бразильской экономики не превышали трех процентов. А в этом году эта цифра снизится до 1,3 процента и практически сравняется со скоростью роста населения Бразилии. Вспомним, что, по мнению экспертов, экономика страны, декларирующей решительную борьбу с бедностью своего населения, должна ежегодно демонстрировать рост не менее чем на четыре процента. А ведь вопрос преодоления бедности был краеугольным камнем предвыборной кампании да Сильвы.

На Уолл-стрит все еще опасаются, что, находясь в безвыходном положении, новый президент Бразилии вынужден будет объявить дефолт. Однако пока что бразильские бизнесмены верят, что Лула все же выполнит свои обещания по обслуживанию государственного долга и применению жестких монетарных методов, оговоренных в действующем соглашении страны с МВФ.

В любом случае действовать придется быстро и эффективно. В процессе формирования нового правительства на президента будет постоянно оказываться давление и внутри страны и из-за рубежа. Так, уже сегодня со стороны МВФ прозвучал призыв создать в новом кабинете мощную экономическую команду, которая могла бы убедить рынки в том, что новая политика Бразилии будет достаточно благоразумной и предсказуемой. Инвесторы должны поверить в необратимость бразильских экономических реформ и при новой власти.

Это поможет Луле выиграть время, однако многие эксперты весьма скептически настроены в отношении планов нового президента. Они полагают, что Бразилию от долгосрочных экономических проблем может спасти разве что полномасштабная реструктуризация внешнего долга. Однако даже если да Сильва сможет подобрать в правительство высокопрофессиональные кадры и разъяснить инвесторам свои намерения, он рано или поздно окажется перед политической дилеммой. Ведь успокоить рынки он может, только отказавшись от своих предвыборных обязательств поднять минимальную зарплату и направлять больше средств на финансирование социальных программ. Но в этом случае он рано или поздно навлечет на себя гнев, по сути, обманутых избирателей, последствия которого трудно даже представить.

Тем не менее перспектива идти на компромисс выглядит для Лулы все же неизбежной по той простой причине, что его Рабочая партия не получила большинство мест в бразильском парламенте. Это значит, что для гарантии прохождения законопроектов через конгресс левым придется искать себе союзников и создавать коалицию. А, как известно, участие в коалиции создает для победившего на выборах политика серьезные трудности в исполнении своих предвыборных обещаний.