В Украине есть все. Даже фондовый рынок со всеми своими атрибутами. С 1 апреля всех нас можно поздравить - теперь в стране есть еще и ОАО «Национальный депозитарий». Событие безо всякого преувеличения историческое, так как пока оно приступит к работе по профилю, пройдет десять лет. А это, согласитесь, по сегодняшним меркам уже история.
Нынешнее состояние фондового рынка Украины можно смело считать коматозным, но пойдет же он когда-то вверх. Причем по вполне банальной причине: основная цель фондового рынка в наших условиях - это перераспределение прав собственности.
Можно, конечно, и дальше позволить директорату потихоньку «тырить бабки» и продукцию с родного предприятия или, как это же изящно называется на постсоветском пространстве, «выводить активы». Но, по иронии судьбы, даже такой директор объективно заинтересован, чтобы его права на завод были как-то документально оформлены. Иначе в один прекрасный - наверное, для предприятия? - день, когда его «попросят», он ничего не сможет доказать. В цивилизованном рынке заинтересованы и партнеры, и кредиторы, рассчитывающие при помощи скупки акций (или даже получения их по суду) в конце концов завернуть финансовые потоки с предприятия «на себя».
Итак, права собственности должны где-то оформляться, право владения акциями - регистрироваться. Для чего нужна разветвленная система специализированных фирм, которые переоформлением таких прав и занимаются. И как это кому-то ни покажется странным, в Украине такая система есть и достаточно успешно функционирует. В нее входят, по данным Госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР), четыре сотни фирм-регистраторов, которые ведут реестры акционеров, и свыше шести десятков хранителей. Впрочем, и регистраторы, и хранители - это все же нижний уровень, а наверху систему регистрации прав собственности должна венчать Национальная депозитарная система, которая с их помощью и удостоверяет права собственности. Ведь даже в небезызвестном ильфо-петровском городе N-ске, кроме парикмахерских, как известно, существовали еще и похоронные бюро, т.е. регистрирующие организации. Впрочем, Национальный депозитарий относится скорее к другой категории - это общенациональный ЗАГС.
Разговоры о нем в Украине велись уже несколько лет. Причем в основном для того, чтобы «все было, как у людей». То есть, чтобы сделать фондовый рынок простым и привычным для западного инвестора - основного нашего «денежного мешка».
Реально до Национального депозитария дело дошло только сейчас. В начале года была объявлена подписка на его акции. Уставный фонд Национального депозитария определили в 5 млн. грн. - деньги по нынешним скудным временам немалые. Иллюзий, что их можно собрать на рынке, ни у кого не было, поэтому с самого начала было определено: львиную долю - 86% - внесет ГКЦБФР. На долю же самих операторов фондового рынка выделили всего 68 акций номиналом в 10 тыс. грн. Впрочем, и такую уйму деньжищ наши фондовики наскрести не смогли, приобретя всего 48 акций. Остальные два десятка пришлось выкупать НБУ. Вообще же среди учредителей депозитария можно встретить самые разные организации: здесь не только банки и инвесткомпании, но и ОАО «Укрспецтехника», и даже Славянский мело-мыльный завод...
У столь ценного для рынка приобретения есть только один маленький недостаток: до 2010 года выполнять свои основные функции, т.е. вести депозитарную деятельность, он не будет.
Точнее, до этого еще далекого года Нацдепозитарий не будет вести:
деятельность по ведению реестров собственников именных ценных бумаг;
депозитарную деятельность;
расчетно-клиринговую деятельность.
Что и было оформлено указом Президента «Общие принципы функционирования Национального депозитария Украины» от 24 июня 1999 года, который отнес к сфере деятельности НДУ только такие виды деятельности:
стандартизацию документооборота по операциям с ценными бумагами и нумерацию (кодификацию) ценных бумаг, выпущенных в Украине, в соответствии с международными нормами;
стандартизацию депозитарного учета в соответствии с международными нормами;
установление взаимоотношений и содействие заключению корреспондентских отношений для обслуживания международных операций с ценными бумагами участников Национальной депозитарной системы.
Но не пугайтесь, ничего плохого не произойдет. Дело в том, что, в соответствии с подписанным украинским правительством и Американским агентством по международному развитию (USAID) Меморандумом о создании в Украине центральной клиринго-расчетной организации, деятельность НДУ до 2010 года и должна ограничиваться только этими функциями, являющимися исключительными видами его деятельности. Конкретной же работой будет и дальше заниматься единственный на сегодня в стране лицензированный депозитарий - ОАО «Межрегиональный фондовый союз». Он, кстати, тоже входит в число учредителей НД, располагая в нем аж одной акцией (0,2% уставного фонда). Это, конечно, в шесть раз меньше, чем у Славянского мело-мыльного, но зато на рынке реальных сделок доля МФС будет составлять все те же скромные 100%.
Причина, почему Украина согласилась на создание структуры с явно урезанными полномочиями, проста и привычна - горькое безденежье. Создание такой структуры, как НД, все же идет под рубрикой «забавы рынка», хотя и безусловно нужные «забавы». А на них в державе просто нет средств. USAID такие средства дает, ставя при этом свои условия. Как говорится, кто платит... Вот и указ Президента был подписан во многом потому, что тем самым выполнялось одно из условий Всемирного банка, необходимое для получения очередного транша в $100 млн.
Впрочем, сами сотрудники депозитария более оптимистичны - они считают, что период вынужденных ограничений может закончиться и раньше...
Нельзя, однако, сказать, что данное ограничение обрекает НД на полное безделье. Только первый пункт - кодификация - потребует ой как много изменить в реалиях украинского фондового рынка. Ведь еще и сейчас большая часть 35,5 тыс. украинских АО по-прежнему ведет реестры в основном самостоятельно, нередко по методу «как Бог на душу положит». ГКЦБФР предприняла немало попыток упорядочить эту стихию, но до полного контроля, а уж тем более до международных стандартов еще не близко.
Кстати, по мнению специалистов фондового рынка, НД может заняться и рядом других полезных дел. Например, проблемой внедрения на фондовом рынке электронной подписи, что даст возможность заключать сделки по купле-продаже акций электронными средствами связи. Сейчас такие контракты тоже осуществляются, но юридически они никак не защищены. Так что с фронтом работ все «о'кей».
Но десятилетний разрыв между учреждением и началом фактической работы все-таки смущает. Несмотря на всю важность кодификации или установления корреспондентских отношений для обслуживания международных операций, это все-таки вторичное. И есть опасность, что появится структура с неопределенными функциями, зато большим количеством загранкомандировок. Судя по смете НД на третий квартал 1999 года, в расходах там стесняться не собираются. В частности, предусматривается проведение в Ялте конференции. Вот только автору показалась несколько странной аргументация одного из участников, почему именно в Ялте: «В Киеве иногородние участники будут решать свои дела, и эффективность конференции снизится».
Впрочем… Деньги-то, судя по распределению уставного фонда НД, все равно на 90% государственные. Так что не жалко. Тем более, что пара сотен тысяч гривен отечественный фондовый рынок явно не спасет.
А если так уж хочется искупнуться в море… В президентском указе как источник финансирования для НД значатся и «пожертвования». Попросите на рынке (не в метро). Может, там и скинутся?