23 марта парламент в очередной раз облегчил и без того уникально невесомую налоговую «дельту» в цене бензина в Украине. По мнению депутата Игоря Кирюшина, активного участника законодательной борьбы на топливном рынке, бывшего президента украинской компании с иностранными инвестициями «Шелтон», бензин не только подешевел, но, что не менее важно, стало практически невозможно контролировать этот рынок. Поскольку похоронен законопроект о торговом патенте на заправочные шланги.
По словам заместителя министра экономики Михаила Чечетова, бюджет из-за снижения ввозных пошлин недосчитается более миллиарда гривен. Однако оппоненты правительства утверждают, что номинально объем поступлений не изменится, поскольку возрастет гривневая цена акцизов, установленных в евро.
Недовольных в зале пленарных заседаний почти не было. Левым на руку, что бензин дешевеет, поскольку экономическое пространство бывшего СССР всегда отличалось от остального экономического пространства Европы именно почти бесплатным топливом. Всевозможные (уже заключенные или предстоящие) экономические соглашения типа трех- или четырехстороннего таможенного союза только оформят письменно уже свершившийся факт: заметно более низкий уровень потребительских цен в этих странах определялся и будет определяться дешевизной энергоносителей. Представитель Руха не возражал против понижения налогового пресса на бензотрейдеров отчасти из протекционистских соображений (8 экю за тонну для «наших» - это почти то же, что 0 экю для СП), отчасти в отместку правительственным лоббистам, не сопротивлявшимся ратификации Алмаатинского соглашения об МПА.
Группы влияния «эспэшного» бизнеса оказались на прошлогодних позициях в их борьбе против «наших» лоббистов. В начале месяца их постигло первое поражение: депутаты отклонили законопроект о лицензионном контроле нефтебизнеса. Еще тогда представители «отечественного бензопроизводителя» не оставили без внимания и прозвучавшее 3 марта предупреждение заместителя министра внешней торговли Олега Вислоуха о планах внедрения компьютерного контроля за бензиновыми потоками в Украине. Намек чиновника депутаты поняли правильно, и поэтому при последовавшем в конце месяца обсуждении предложений Президента (дифференцированные ставки акциза на различные виды нефтепродуктов - до 100 экю на тонну высокооктанового бензина) они были решительно отклонены. А представителю правительства Михаилу Чечетову не оставалось ничего другого, кроме как выбросить белый флаг: при такой низкой ввозной пошлине контроль за ввозом нефтепродуктов невозможен, а борьба за доходы от «патентования шлангов» бессмысленна...