Тем не менее сообщение о решении о слиянии, принятое тремя биржами, еще в большей степени привлекло внимание к разногласиям, существующим между остальными биржами еврозоны. Сообщению о «союзе трех» предшествовали встречи представителей всех 11 стран, принадлежащих к еврозоне. Ожидалось, что на этой встрече союз будет существенно расширен и начнется создание базовой архитектуры панъевропейской фондовой биржи. Тем более, что всего в еврозоне на сегодняшний день функционирует 23 фондовые биржи, большинство из которых пребывает в совершенно упадочном состоянии. В частности, индекс бельгийской фондовой биржи по результатам прошлого года оказался на втором месте с конца среди всех фондовых бирж мира.
И все же остальные европейские биржи, многие из которых по своей активности не слишком превосходящие бельгийскую, ни о каких дальнейших слияниях и слушать не стали. Хотя и заявили о своей готовности к выработке общих правил торговли и других объединительных мер, план которых должен быть выработан к осени этого года. Первым шагом на этом сложном пути будет установление общих часов работы для всех европейских бирж. Это дало основание пресс-секретарю Парижской фондовой биржи заявить после завершения встречи о том, что речь на ней шла не столько о слиянии европейских фондовых бирж, сколько об их союзе.
Продукт слияния трех, уже получивший рабочее название Euronext, начнет операции уже к концу нынешнего года. Местом «прописки» станет Голландия, и представлены на этой бирже будут акции 1 300 компаний, совокупная рыночная стоимость которых превышает 2,3 триллиона долларов.
* * *
В минувшую среду достоянием общественности стал амбициозный план слияния двух крупнейших европейских бирж — Лондонской и Франкфуртской. В результате объединения будет создан единый рынок для германских и британских компаний, объем которого может приблизиться к 6 триллионам долларов США. Он более чем вдвое превысит размеры аналогичного образования, которое должно быть создано после слияния бирж Парижа, Амстердама и Брюсселя, и будет уступать лишь Нью-Йоркской фондовой бирже (12 триллионов долларов).
Полное объединение должно состояться этой осенью. Новое образование, названное Ай-Икс (IX), будет в равной степени принадлежать обоим партнерам. Биржи в Лондоне и Франкфурте подтвердили также существование планов по альянсу с американской биржей NASDAQ, торгующей акциями высокотехнологичных компаний. В настоящее время такими акциями торгуют TechMark в Лондоне и Neuer Markt во Франкфурте.
Заключение сделки будет означать признание лидирующей роли Лондона как финансового центра Европейского континента. Дело в том, что, по условиям соглашения, Лондонское отделение новой биржи займется акциями так называемых «голубых фишек», то есть компаний со стабильными доходами и прочной репутацией, работающих на традиционных рынках. Франкфурту отойдет роль «нового рынка», торгующего акциями фирм в сфере Интернета и высоких технологий. Как продемонстрировали последние недели в США, рынок такого типа подвержен сильным колебаниям.
Другие детали предстоящего партнерства еще будут оглашены, однако уже сейчас известно, что на первых порах торговля будет идти в фунтах и немецких марках — по месту продажи акций, однако в будущем намечен переход к сделкам на основе единой европейской валюты евро. Исполнительный директор Лондонской биржи Гэвин Кейси сказал, что переход на евро в будущем будет иметь прямой смысл для обоих подразделений Ай-Икс.
Из-за высокого обменного курса британские ценные бумаги определенно будут выглядеть привлекательными в евро-выражении, хотя решение о начале торговли в евро вызовет новые призывы к правительству Тони Блэра определить свою позицию в отношении единой валюты.
Возникновение гигантской биржи в Европе, по мнению специалистов, ускорит интеграцию фондовых рынков на континенте. В то же время новое образование несомненно представляет большую угрозу для биржи Euronext, созданную совместными усилиями бирж в Париже, Амстердаме и Брюсселе.
Оксана ПРИХОДЬКО, Игорь КРОТОВ