UA / RU
Поддержать ZN.ua

ДАЙ «поРУБИЛЬНИть»

В заглавном восклицании этого материала, по сути, сконцентрирован смысл многочисленных обращений со стороны желающих приватизировать или поуправлять энергокомпаниями к Президенту Л.Кучме и правительству...

Авторы: Алла Еременко, Игорь Маскалевич

В заглавном восклицании этого материала, по сути, сконцентрирован смысл многочисленных обращений со стороны желающих приватизировать или поуправлять энергокомпаниями к Президенту Л.Кучме и правительству. И у Президента остается буквально пара дней, чтобы не оставить сии просьбы без ожидаемого ответа: 27 июня, согласно тексту Переходных положений Конституции Украины, он еще может подписать давно заготовленный и многими ожидаемый указ «Об особенностях приватизации объектов электроэнергетического комплекса Украины» (как, впрочем, и любой другой экономический указ по проблеме, до сих пор не урегулированной в законодательном порядке). И если сие произойдет, то «энергокарта» Украины, представляемая сегодня как проект, вполне может стать реальностью. Только такой расклад слишком уж противоречит недавним высказываниям представителей высшей исполнительной власти о том, что приватизацию энергопредприятий (в связи с неэффективностью оной до сих пор) следует приостановить. А как расстроятся поборники реприватизации, ежели Л.Кучма все же подпишет энергоприватизационный указ!..

Приват-ревю...

Когда летом прошлого года приватизацию электроэнергетики приостанавливали, никто не подозревал, что пауза затянется так надолго. А вот, поди ж ты, и год прошел. Впрочем, все это время дискуссии по поводу итогов первого этапа энергоприватизации не утихали. Временами происходящее напоминало склоку на коммунальной кухне. Минэнерго с ФГИ перешли на публичные обвинения друг друга в некомпетентности, а Кабмин недоуменно вертел головой, интересуясь: «Мужики, вы кому все продали? Только без шума и фамилий...»

Антимонопольный комитет, напротив, чуть ли не с криками «Гюльчетай, открой личико», требовал как раз фамилий владельцев... Те, дружно пропев на киевском суржике песенку «Мы сами не местные, мы из теплых стран…», эту неприятную процедуру вполне успешно отсрочили. В общем, жизнь била ключом.

Надо отдать должное Фонду госимущества: несмотря на то, что состоялась только половина из 18 объявленных конкурсов, благодаря им и проведенным на предприятиях льготным подпискам на акции, «пейзаж» в энергетике изменился. В семи энергораспределяющих компаниях (облэнерго) - «Черниговоблэнерго», «Сумыоблэнерго», «Прикарпатьеоблэнерго», «Полтаваоблэнерго», «Львовоблэнерго», «Луганскоблэнерго» и «Одессаоблэнерго» - государство утратило контрольный пакет, а еще в восьми было приватизировано более 25%+1 акция.

Происходило все это достаточно интересно. Хотя в конкурсах по продаже пакетов акций девяти облэнерго участвовали 19 разных компаний, скоро стало понятно, что реально крупных игроков всего два. Точнее, на энергорынке работают две группы компаний. Сразу оговоримся - никаких юридически оформленных групп не существует. Более того, до окончания процесса приватизации их появление даже юридически запрещено.

Одну из групп связывают с банком «Финансы и кредит». К слову, весьма известным и авторитетным. Он, в частности, ведет счета НАКа «Нефтегаз Украины», НАЭК «Энергоатом» да и счета ФГИ. Естественно, что связь участников энергоприватизации с ним весьма относительна. Ну разве что известно о передаче победителем конкурса по «Одессаоблэнерго» FS Trading Limited L.L.C. своего пакета акций в управление этому банку. А для ЗАО «Веррона Плюс» (победителя конкурса по 35%-му пакету акций «Луганскоблэнерго») «Финансы и кредит» выступил посредником с Foster Group Management Inc. Для выполнения своих инвестобязательств стороны заключили трехсторонний договор, которым было предусмотрено, что Foster оказывает финансовую поддержку приобретения пакета акций. С учетом того, что FS Trading участвовала в конкурсе по «Суммыоблэнерго», возникает предположение об интересе и к этому облэнерго, хотя читатель вправе иметь и другое мнение.

Ну а дальше, увы, - предположения. К примеру, обиженные французы утверждают, что и FS Trading и участник конкурса по «Полтаваоблэнерго» Vostion Group L.L.C. зарегистрированы по одному и тому же американскому юридическому адресу. Впрочем, особой роли это не играет, так как и FS Trading, Vostion Group, «FCI» конкурсы по сумской, полтавской и львовской энергокомпаниям не выиграли.

Вторую группу обычно связывают с получившим широкую известность «в узких кругах» письмом инвестиционного пула Cour премьеру В.Пустовойтенко, в котором упоминалось о контроле над тремя энергокомпаниями. Похоже, это письмо явилось единственной серьезной ошибкой, которую допустил пул в ходе приватизации облэнерго: нарушил золотое правило украинской приватизации - «молчи!». До этого компании, действующие по поручению пула или входящие в него, без единого поражения выиграли семь инвестиционных конкурсов. И уверенно шли к победе еще на двух конкурсах - по «Черновцыоблэнерго» и «Николаевоблэнерго». Но здесь их подвела как раз привычка действовать законными методами, придерживаясь украинского приватизационного законодательства. В упомянутом письме правительству, по существу, просто напомнили, что оно еще в июне прошлого года объявило конкурсы и уже давно должно бы их завершить. На практике это означало переход еще двух компаний в разряд частных. Но прелесть для инвестора в том, что государство у нас - хозяин своего слова: то есть оно всегда может забрать его обратно. Сначала правительство впало в состояние, сходное с истерикой. Премьер прямо заявил, что не знает, кто контролирует облэнерго. Ну а потом, через пару месяцев после окончания конкурсов, их отменили. Несостоявшиеся их победители подали иски в Высший арбитраж. Более того, суд даже признал приказы Фонда госимущества об отмене коммерческих конкурсов недействительными. Чем дело, собственно, и закончилось, так как исковые требования компаний о завершении конкурсов удовлетворены не были.

Облэнерго, контролируемые второй группой, расположены кучно, что отражает идею восстановления региональных энергосистем. Это лежащие на севере «Черниговоблэнерго», «Сумыоблэнерго», «Полтаваоблэнерго» и западные - «Львовоблэнерго» и «Прикарпатьеоблэнерго». К западным облэнерго должно было примкнуть и «Черновцыоблэнерго», конкурс по которому был отменен.

В несколько особом положении оказались еще две компании - «Тернопольоблэнерго» и «Кировоградоблэнерго». Здесь на конкурсы выставлялись небольшие (20%) пакеты и общая глубина приватизации оказалась в итоге ниже 50%. Впрочем, в ноябре 25%-е госпакеты обеих упомянутых компаний плюс вдобавок к ним «Херсоноблэнерго» передали в управление «Украинскому кредитному банку».

Заметим, что, как бы мы и вы ни относились к самому факту зачастую кулуарной передачи объектов в управление, он сыграл и определенную положительную роль. Минэнерго и ФГИ, до этого увлеченно таскавшие друг друга за волосы, внезапно поняли, что еще месяц-другой и делить-то будет нечего - все раздадут... в управление. Причем главную опасность представляли совсем не «частники». К дележу грозили подключиться обладминистрации, также воззвавшие: «Дай порубильнить!». Причем речь шла не о «мелочи», а о крупнейших энергокомпаниях типа харьковской или запорожской. Драку пришлось прекратить и начать договариваться. Минэнерго бросили косточку, а точнее - сразу две: во-первых, ФГИ вынужден был признать, что приватизация будет проводиться на основе отдельного положения о проведения конкурсов по продаже энергетических компаний; кроме того, ФГИ согласился на замену коммерческих конкурсов (в которых основной аргумент - сумма, сразу предлагаемая за пакет акций) некоммерческими (в которых основным будет обещание внести инвестиции). Кстати, это очень не нравится ФГИ, который, насмотревшись на «выполнение инвестиционных обязательств» до тошноты, пришел к грустному выводу: «Обещать - еще не значит жениться».

Ну а потом Минэнерго семь месяцев вело упорную борьбу за возвращение госпакетов трех облэнерго обратно. За последние три месяца несколько раз заявлялось, что решение о передаче этих энергокомпаний в управление вот-вот отменят. Наконец 3 июня постановлением Кабмина № 951 все госпакеты акций энергокомпаний переданы Минэнерго. Но вряд ли министерство сможет сполна насладиться радостью победы. Дело в том, что за прошедшее время в компаниях состоялись собрания акционеров; переизбраны члены наблюдательных советов, в них вошли новые люди; приняты изменения в уставы акционерных энергокомпаний. Между прочим, Минэнерго с большим опозданием поняло, что ключевым звеном в управлении компанией является как раз наблюдательный совет. Похоже, что довольно долго оно считало его чем-то вроде народного контроля.

Кстати, любопытно будет посмотреть на потенциального покупателя акций, например, того же «Тернопольоблэнерго», в уставном фонде которого достаточно выкупить всего 2% акций, чтобы контроль над всей этой компанией «ушел» от государства, а председатели правлений многих облэнерго получили возможность работать, не оглядываясь на Минэнерго. К слову, только в «Кировоградоблэнерго» у новых собственников возник конфликт с руководством компании, да и тот в конце концов более-менее сгладили.

Особенностью работы группы является широкое привлечение посредников. По их заказам на конкурсах работали, похоже, более десятка компаний. И только после всего пакеты акций были перепроданы компаниям, составлявшим инвестиционный пул.

О конкретных личностях, стоящих за этой группой, доподлинной информации, похоже, нет. Точнее, упорно навязывается имя народного депутата Григория Суркиса. Причем связка чисто ассоциативная: г-н Суркис является одним из учредителей «Украинского кредитного банка». А вот насчет контроля... Григорий Михайлович не подтверждает и не опровергает информацию о связи с облэнерго, подчеркивая, что «весь мой бизнес создан законным путем». Впрочем, привязка восьми энергокомпаний к любой фамилии несколько надуманна. Как утверждают, в них есть и другие, причем вполне самостоятельные, фигуры. Да и вообще, в отличие от «финансовой» группы здесь управляющим звеном не является банк, а одна из компаний-оффшоров. Когда же для обслуживания расчетов потребовался подходящий банк, то его просто прикупили.

И наконец, несколько особняком стоят две компании - Electricite de France и кипрский оффшор OVERCON, созданный группой западных компаний. Обе участвовали в конкурсе по продаже пакета акций «Одессаоблэнерго». По иронии судьбы на первом этапе конкурса сама Electricite de France вылетела, уступив место дружественному оффшору OVERCON. А уж он вылетел со второго (или второго с половиной?) этапа. Можно много говорить о том, как именно был проигран конкурс, но одно очевидно - проигравшие не были посвящены в тонкости правил игры. А это свидетельство либо непрофессионализма (во что трудно поверить), либо слабой заинтересованности. Или слишком уж понадеялись на, возможно, обещанную поддержку Минэнерго...

Кукушка с боем

После того как победители прошедших конкурсов потихоньку вступали в свои права и на карте страны появились приватизированные облэнерго, между ними и Минэнерго возникли первые противоречия, быстро переросшие в ссору. Поводов было несколько. Во-первых, частники (причем все) наотрез отказались проводить централизованные взаимозачеты. Минэнерго оказалось в двойственной ситуации: с одной стороны, оно всегда утверждало, что взаимозачеты - это зло, которое губит энергетику; с другой - оно же их как неизбежное зло проводило. Если учесть, что к взаимозачетам были привлечены и коммерческие структуры, то возник клубок противоречий. Частники заодно разогнали на «подведомственной территории» и большую часть независимых поставщиков.

В результате создалась вполне приличная критическая масса давления на правительство. Особенно с учетом того, что приватизированные облэнерго резко сократили перечисление «живых» денег в энергорынок, предпочитая расплачиваться векселями. Хотя с точки зрения облэнерго это было правильно и даже само собой напрашивалось, но зарплату в генерации векселями платить трудновато. Минэнерго стало жаловаться, что частники «зажимают деньги», что контроль за управлением в энергетике скоро будет потерян окончательно и вообще не худо бы у частников облэнерго забрать.

Правительство также прониклось этими чувствами, и в марте началась такая «борьба за мир, что камня на камне не осталось». Были созданы многочисленные «чрезвычайки» всех мастей и ранжиров. Впрочем, когда поднятая ими пыль рассеялась, выяснилось, что больше всего дырок зияет как раз в фасаде Минэнерго. Его верхние эшелоны управления выглядели как после бомбежки. А о том, чем отличилась Генпрокуратура, «ЗН» недавно подробно рассказывало. Так что впредь, очевидно, Минэнерго такой помощи постарается избежать.

Самое забавное, что в следственном пылу комиссия Генпрокуратуры практически ничего не нашла как раз там, где скорее всего рассчитывала найти - в приватизации облэнерго. По большинству проверенных энергокомпаний вообще серьезных нарушений не обнаружено. И хотя это и не помешало прокуратуре потребовать «все отобрать», вряд ли хоть одна из этих претензий имеет судебную перспективу. «Высший пилотаж» был продемонстрирован в истории с требованием отмены результатов льготной подписки по «Сумыоблэнерго» и «Киевэнерго». Как говорится, легким движением руки прокуратура умудрилась снять удивительно много штанов. По существу, она попыталась похоронить всю украинскую приватизацию, которая осуществлялась по этим же схемам. Между тем, механизм осуществления угроз переиграть «льготку», как и вообще даже юридически обозначенный термин «реприватизация» в украинском законодательстве отсутствует...

Вот приедет барин - барин нас рассудит...

Но все это уже история. Нынче на дворе лето 1999-го и уже который месяц наблюдатели не без интереса ждут - когда же наконец будет подписан многострадальный указ Президента «Об особенностях приватизации объектов электроэнергетического комплекса Украины». Волынка с его принятием тянется с января. Различные проекты указа кочуют из одного чиновничьего кабинета в другой, обрастая визами и резолюциями, а затем тихо угасают. Что, впрочем, объяснимо: указы и их проекты пишут люди, а так как интересы у них бывают самые разные, то и пункты указов отражают все противоречия и борьбу различных интересов.

Чего только не пытались «вбить» в этот многострадальный документ. Были даже «обязательства безусловного выполнения энергетической компанией, пакет акций которой они приобретают, правил функционирования субъектов предпринимательской деятельности на оптовом рынке электроэнергии, устанавливаемых Кабмином Украины». Впрочем, найти в мире инвестора, согласного строить управление компанией на распоряжениях нашего правительства, вряд ли удастся. Посему, видимо, это требование позже исключили. Слишком уж часто у нас решения правительства меняются.

Поначалу от инвестора потребовали и внесения инвестиций в размерах, «которые обеспечивают эффективную деятельность и развитие энергетических компаний», что позже тоже смягчили.

А в общем проект указа, как проект. Есть в нем и положительные моменты, в частности явно выраженная готовность государства поступиться контрольным пакетом. Да и основную идею во время кабинетных марафонов проект энергоприватизационного указа не утерял: в уставных фондах энергораспределяющих компаний государству предполагается оставить 25%, а в теплоэнергетической генерации - 50% + 1 акция. Разве что «Киевэнерго» из распределяющих компаний «перетянули» в список генерирующих.

Проект указа предполагает продажу «по принципу минимального распыления акций», т.е. на конкурс будут выставляться пакеты, как правило, свыше 40% акций. Приватизация, в случае подписания указа, будет проводиться только на основе «отдельного Положения о порядке проведения конкурсов по продаже пакетов энергетических компаний».

Будут предусмотрены и некоторые обязательства государства перед победителем конкурса. Например, может быть достигнуто соглашение о реструктуризации задолженности компании, постепенной отмене льгот по оплате электроэнергии отдельными категориями потребителей и определение источников их дотирования на переходный период. Кроме того, победителю конкурса может быть передан в управление и пакет акций из числа закрепленных в госсобственности.

В общем, много чего «может быть». Для солидности (или куда с более глубоким смыслом и последствиями) взаимные обязательства по каждой компании по итогам конкурса могут утверждаться Кабмином. Для проведения конкурсов могут привлекаться советники. Правда, интересно?

Тот же пакет, который не будет передан инвестору, должен быть «передан в управление исключительно Минэнерго». Собственно говоря, постановлением № 951 это уже сделано. Впрочем, часть госпакета, свыше закрепленного в госсобственности, может быть продана на фондовых биржах.

Победитель должен будет учитывать также «требования антимонопольного законодательства и законодательства об энергетике в части осуществления государственного контроля за экономической концентрацией в процессе приватизации». Надо понимать, что больше трех энергокомпаний «в одни руки» продаваться не должно?

Срочно ищу

Санта-Клауса...

Но основной идеей проекта энергоприватизационного указа является гимн «стратегическому инвестору». Вот только эта идея может сыграть с указом злую шутку. Стратегическим инвестором принято считать того, кто в результате внесения инвестиции получает контрольный пакет акций предприятия. И с этой точки зрения нынешние владельцы отечественных облэнерго - самые что ни на есть натуральные «стратеги». К слову, под устанавливаемый проектом указа критерий «значительный опыт в управлении объектами электроэнергетического комплекса и на рынке электроэнергии», вполне подходит и ветряк около дома американского фермера...

Минэнерго можно понять - поступающие от продажи акций энергокомпаний суммы в десятки раз ниже ожидаемых. Еще в самом начале энергоприватизации Минэнерго утверждало, что цена акций занижена в десятки раз. Даже балансовая стоимость энергокомпаний в 10 раз превышает их уставный фонд. Но цены на акции все падают и падают. Отсюда желание уйти с украинского рынка, куда-то «за бугор», где их наконец-то оценят по достоинству и вложат в украинские энергокомпании кучу денег. В умах чиновников прочно засела мысль об особой инвестиционной привлекательности энергетики вообще, и украинской в частности. Но энергетика во всем мире является отраслью, требующей громадных инвестиций, причем долгосрочных.

Ирония судьбы в том, что большинство украинских энергокомпаний иностранцы уже действительно оценили по достоинству и покупать их в ближайшие годы не будут ни при каких обстоятельствах. Из 31 энергокомпании какой-то интерес для них представляют максимум 5-6 типа «Запорожьеоблэнерго», «Киевэнерго» или «Одессаоблэнерго». Любопытно, что уже была попытка проведения конкурса под инвестора. В прошлом году 25%-й пакет «Киевоблэнерго» дважды выставляли на конкурс с надеждой на приход американской AES Corporation, ранее интересовавшейся компанией. Но заокеанских инвесторов так и не дождались...

Периодически Минэнерго оглашает списки «лидеров мировой энергетики» собирающихся инвестировать деньги в украинскую энергетику. Тут и французская Electricite de France, и американская AES, и бельгийская Tractebel плюс немецкие VEAG, STEAG и RWE, британская British Energy. Почему же тогда только в одном из 18 проводившихся инвестконкурсов (по продаже пакета акций «Одессаоблэнерго») промелькнула Electricite de France? Да и та уступила дорогу дружественному оффшору ОVERCON, который в конце концов и проиграл конкурс.

Как это ни грустно для отечественных чиновников, но до тех пор, пока мы сами не наведем порядок в энергосистеме, никто к нам с деньгами не придет. Разве что за исключением одного-двух проектов. Да и там цифры реальных вложений отнюдь не будут поражать воображение - переплачивать никто не любит.

Но в любом случае никаких толп «лидеров мировой энергетики» у границ Украины не наблюдается. Так что большинство конкурсов, если их проводить по принципу «Отсеем всех, кто не нравится», рискуют просто остаться без заявок.

Кстати, одно можно сказать уже вполне определенно: ожидать поступлений от проведения конкурсов по энергокомпаниям в этом году уже не стоит. Даже если энергоприватизационный указ будет подписан сегодня или завтра, его согласование займет никак не меньше месяца, и первые конкурсы могли бы быть объявлены к концу июля. С учетом проведения конкурсов в течение как минимум трех месяцев, их окончание аккурат придется на период разгара выборной кампании. Впрочем, Кабмин такие мелочи не останавливают: 19 мая он принял постановление № 845, одним из пунктов которого запланировано уже до 30 сентября продать пакеты акций аж двух энергогенерирующих компаний. Веселое должно быть зрелище - продажа энергокомпании за месяц до выборов. Однако не думайте, что это идет по графе «приколы нашего городка». Просто как раз тогда подходила очередная отчетная дата перед МВФ, и главным было получить очередной транш. Но из-за таких «фокусов» инвесторы («чужие» или «свои» - не важно) стараются пореже «руководствоваться» постановлениями Кабмина.

Если исходить из интересов дела, то, похоже, что раньше февраля 2000 года проведение конкурсов бессмысленно. Впрочем, авторы допускают, что их объявят много раньше... Пока же можно сказать одно - потенциальный победитель должен быть в хороших отношениях с Минэнерго, так как именно с ним и будет согласовываться победитель. «Чужих» в энергетику, похоже, постараются не допустить. Вот только будут ли «свои»?..