UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЧУДИЩЕ СТОЗЕВНО, ОБЛО,

НО… НЕЗАМЕНИМО? Уникальное явление социалистической экономики - картотеку №2, т.е. перечень налоговых задолженностей предприятия - на протяжении последних десяти лет хоронили раз десять...

Автор: Алла Ковтун

НО… НЕЗАМЕНИМО?

Уникальное явление социалистической экономики - картотеку №2, т.е. перечень налоговых задолженностей предприятия - на протяжении последних десяти лет хоронили раз десять. Одно из наиболее серьезных намерений - внесение изменений в закон о предприятиях в части, регламентирующей порядок платежей. Однако вскоре опять пришлось возвращаться к очередности платежей.

Не раз грядущую отмену картотеки приравнивали к отмене крепостного права на Руси - поскольку тем самым собственникам предприятия разрешалось распоряжаться своим имуществом в виде денежных средств. Но каждый раз оказывалось, что очередное прощание с «социалистическим пережитком» было преждевременным.

По данным ГНАУ, сумма средств на картотеке по состоянию на 1 сентября с. г. составила 12 млрд. грн.; на картотеке «сидит» 120 тысяч украинских предприятий.

28 июня с. г. Президент своим указом «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» вознамерился было поставить в истории картотеки последнюю точку. Предполагалась ликвидация учета долгов предприятий в банке и безакцептного списания средств со счетов предприятий. Руководителям предприятий тем самым предоставлялось право делать самостоятельный выбор: то ли сразу после получения выручки уплатить все налоги и закрыть предприятие, то ли закупить сырье и изготовить продукцию. Вместо картотеки вводилась имущественная ответственность предприятия за несвоевременно уплаченные налоги.

Если бы депутаты согласились поддержать добрые намерения Президента, указ мог вступить в силу 19 сентября. Как отметил народный депутат Виктор Суслов, указ предполагал просто «перенести картотеку из банка на предприятие». Конечно, сами банки лишались несвойственной им фискальной функции, и это расценивалось как положительное явление.

Однако картотека любого предприятия образца 1999 года весьма отличается от картотеки, существовавшей два-три года назад. Субъекты хозяйствования даже нашли в ней свои прелести. Во-первых, теперь любое предприятие имеет право открывать несколько счетов. На основном довольно часто аккумулируются долги, а на дополнительном - выручка. Кроме того, существует очень удобная графа расходов - на неотложные нужды предприятия. Неотложные нужды, как известно, бывают разные, вплоть до поездки в Париж с любимой секретаршей или покупки белого «Мерседеса».

Картотеку сопровождают и вовсе банальные вещи: бартер, взаимозачеты, векселя, переуступка долгов, встречные платежи и другие ухищрения. Так что элементарный анализ ситуации свидетельствует, что многим предприятиям пребывание на картотеке - выгодно. И прежде всего государственным, работающим в базовых отраслях - металлургии, химии, которые уже на протяжении нескольких лет не рассчитываются с бюджетом.

Банки неплохо зарабатывают на долгах предприятий, создавая для них индивидуальные схемы управления долгами.

Самое время сказать и о том, что, невзирая на кажущиеся преимущества, предложенный Президентом вариант отмены картотеки явно из области мечтаний. Достаточно напомнить, что в прошлом году в итоге учений гражданской обороны и прочих мер по ликвидации задолженностей было собрано ликвидного вроде бы имущества более чем на 9 млрд. гривен. Удалось реализовать его всего на несколько миллионов, причем в некоторых случаях средств, вырученных за «конфискат», не хватало даже на возмещение трудозатрат налоговиков и уплату новых налогов. Можно предположить, что в нынешнем году ситуация будет еще хуже...

Кроме того, введение имущественной ответственности предполагает существование реального рыночного механизма оценки собственности и реализации этой самой собственности. А вот этого в президентском проекте как раз и не было. Да и как реализовать, к примеру, имущественные комплексы судостроительных или металлургических заводов, если никак не удается провести процедуру банкротства десятков не работающих предприятий. Нет сомнения, что подобные динозавры по-прежнему будут существовать и кредитоваться за счет государства.

Существует также и другое опасение: в случае вступления в силу президентского указа реализация имущества предприятия могла проводиться в обход законодательства о приватизации. Но главное, отмена безакцептного списания средств со счетов предприятий не решает проблемы возникновения самой картотеки.

Поэтому неудивительно, что народные депутаты расценили указ об отмене картотеки как предвыборный шаг действующего Президента. Был принят в первом чтении альтернативный проект народного депутата Сергея Терехина, который охватывает более широкий срез проблем и предполагает механизмы, без которых невозможна имущественная ответственность предприятия: арест имущества, налоговый компромисс и тому подобные новшества. Одним из основополагающих элементов проекта нового закона должна также стать реструктуризация налоговой задолженности субъектов хозяйствования.

Когда теперь будет предпринят очередной шаг по отмене картотеки, и будет ли она наконец отменена, одному Богу известно.