Чего хочется тому, кто залез наверх?
Плюнуть вниз!
М.Жванецкий
Серьезных потрясений в экономике Украины за отчетный период не зафиксировано. И слава Богу. Тем не менее, не стоит снимать руку с пульса хитроумных наших властей - хотя бы для того, чтобы не слишком удивляться событиям, которые ждут нас в обозримом будущем. Поэтому нелишним может оказаться беглый, но все-таки взгляд - в обозримое настоящее.
Законодатели
Проект Закона Украины о программе государственного внешнего заимствования на 1999 год, которого долго и страстно требовали от правительства парламентарии, снят с рассмотрения ВР. Тем самым парламент лишний раз подтвердил, что не любит пакетного голосования - а именно пакетом Кабмин предполагал узаконить как уже подписанные соглашения с внешними кредиторами, так и те, что находятся в стадии подготовки. А заодно - в том же пакете - правительство очень хотело гарантировать получение кредитов на сумму 500 млн. долл. всяческими субъектами хозяйствования. Видимо, процесс выбивания из этих самых субъектов невозвращенных, но гарантированных к возврату Кабмином средств, чиновникам очень понравился. К этому мы еще вернемся, когда доберемся до главы, посвященной исполнителям. А сейчас - пара слов о том, что еще предприняла ВР в кропотливом деле создания максимальной экономически-правовой неразберихи.
Прежде всего, парламент отменил 10-процентную дань, которую предприятия должны были отстегивать от собственных амортотчислений в бюджет. А чтобы скомпенсировать планировавшиеся (хотя и весьма проблематичные) доходы бюджета от этого налога на амортотчисления (1130 млн. грн.), депутаты решили вернуться к прошлогодней практике применения понижающего коэффициента к нормам амортизации и установили его на отметке 0,8. Казалось бы, решение здравое и полезное для товаропроизводителей и вообще всех, у кого имеются более или менее крупные основные фонды. Но. Сразу же забилось в истерике сельское наше, очень хозяйственное лобби - ведь на глазах уплывали 565 млн. дотационных гривен, предполагавшихся от 10% «амортизационного сбора»: деньги хотя и неверные, но уже поделенные.
Не смолчало и правительство, уже прикупившее на изъятые с начала года у предприятий деньги почти две тысячи тракторов для села (и еще кое-что, сильно напоминающее оружие и прочее военное железо). Впрочем, не в железе дело. Дело, к сожалению, в неистребимом желании перераспределять в этой стране все и вся. Причем самым простым способом - отбираем у одних и раздаем другим, тем, кого сильно любим. И самое печальное, что у перераспределителей не возникает, по-видимому, ни малейших сомнений в своем полном праве на подобные маневры. Итогом описанной коллизии, очевидно, станет восстанавливающее 10-процентную дань вето Президента, инициированное Кабмином.
Между тем плательщикам легче явно не станет: уже сейчас мало кто из них понимает, что же он должен платить и, главное, с какого числа (речь в парламенте шла о том, чтобы отменить злополучные 10% прямо с 1 января 1999 года, что теоретически возможно, поскольку не ухудшает налоговых условий для плательщика).
От изменений к закону о налогообложении прибыли предприятий парламент плавно перешел к любимому занятию: внесению изменений в закон об НДС. На сей раз были расширены и дополнены льготы по уплате НДС на услуги жилищно-коммунальных предприятий населению. Список льготируемых услуг вырос, срок действия льгот продлен, коммунальщикам разрешен кассовый (по факту поступления денег на счет предприятия) метод начисления НДС. Ну и ладно, ну и хорошо. Все равно народ уже давно устал следить за «наперсточными» маневрами в налоговом законодательстве.
Маленькие
радости ВР
Теперь - о веселом. Наблюдателям предстоит увидеть в парламенте два (обещающих быть увлекательными) сюжета. Первый - по праву - это Бюджетный кодекс им. Бюджетного комитета ВР, имеющий быть принятым уже к началу лета. Мы непременно познакомим читателя с этим документом подробно и обстоятельно, но позже. Сейчас же приведем основополагающую цитату главы бюджетного комитета ВР Юлии Тимошенко: «Политику расходов финансовых ресурсов в стране определяет Верховная Рада». В переводе с парламентского на русский это означает, что правительство отключается от кислородного шланга, т.е. от формирования бюджета, и может быть совершенно свободно. (Не может, потому что такой кодекс ни в жисть не пройдет - даже через Конституционный суд).
Автор отнюдь не в восторге от нашего правительства, но там, в Кабмине, есть хоть какой-то контингент, способный сверстать нечто, напоминающее Государственный бюджет. Кто будет заниматься этим в ВР - вопрос риторический. И потом: принятие, скажем, уровня инфляции или размеров дефицита с помощью многократного голосования (да еще наверняка - и своими, и чужими карточками) - зрелище, достойное богов...
И еще одно полезное и нескучное мероприятие запланировали для себя депутаты. Невыразимый наш спикер Ткаченко в ближайшее время ожидает отчета «временной следственной комиссии ВР», интересовавшейся (по воле случая и по наводке СБУ) операциями Национального банка Украины в 1997-98 годах. Не даром Александр Ткаченко профессиональным взглядом увидел и отметил недостатки в денежно-кредитной политике НБУ. Ох не даром...
А Виктор Суслов, депутат весьма не глупый и к тому же состоящий в упомянутой выше следственной парламентской бригаде, абсолютно справедливо сказал агентству «Українські новини», что «обнародование отчета может вызвать большой негативный резонанс». Ну да, только больших резонансов нам еще и не хватало. Самое время потеребить НБУ - единственный государственный институт, работающий на хорошем профессиональном уровне и справляющийся (пока что?) со своими обязанностями.
Исполнители
Вернемся к жизни и судьбе внешних заимствований, программу которых парламент, как и было сказано, с рассмотрения снял. К слову, по данным правительства, внешний долг Украины составил 11 млрд. 240 млн. долларов (на 1 марта 1999 года). Так что интересно все-таки: сколько и зачем предполагает одолжить правительство. Смотрим. Национальную валюту поддерживать надо (с нашим-то платежным балансом)? Надо. Для этого - 520 млн. долл. EFF от МВФ. Необходимо также обслуживать уже накопленные внешние долги и финансировать бюджетный дефицит. На эти неотложные нужды - 825,5 млн. долл. (в основном от Всемирного банка, японского Эксима и Евросоюза). Тут все чисто - необходимость подобных займов очевидна, а их неполучение - катастрофично и остро пахнет дефолтом. Напомним: в первые два месяца текущего года правительство обслуживало и гасило внешние долги (244 млн. долл.) за счет валютных резервов НБУ, что само по себе ужасно и безобразно. Таким образом, транши МВФ и ВБ подоспели вовремя, хотя даже при наличии внешнего финансирования график выплат по внешнему долгу остается в лучшем случае напряженным: апрель - 102 млн. долл., май, правда, будет полегче - всего 26 млн., но зато уже в июне придется изыскать 431 млн. долл., а в целом по году - 1 млрд. 350 млн. Так что занимать на перечисленные благородные цели придется, никуда не денешься.
С остальными займами несколько сложнее. Например, предполагается профинансировать ряд инвестиционных и институциональных проектов за счет одолженных у ВБ и ЕБРР 713,24 млн. долл. Проекты в основном «длинные» - сроки окончательного погашения основного долга лежат где-то между 2012-2018 годами. Проценты, как всегда у Всемирного банка, божеские. Но не совсем ясен механизм «внутреннего потребления» этих внешних денег. Например, будут ли банки, через которые пойдет финансирование проектов, выступать гарантами возвращения кредитов наряду с правительством, или Минфин все возьмет на себя?
Кроме всего прочего, есть в проекте совсем темная статейка весом в 500 млн. долларов. То есть «весит» почти как статья на поддержку гривни. А звучит так: «...планируется привлечение иностранных кредитов под гарантии Кабинета министров Украины на финансирование закупок оборудования, технологий, товаров, работ и услуг...» Из сказанного понятны ровно две вещи. Первая - речь идет о так называемых товарных кредитах, каковые, по твердому убеждению экспертов, являются наиболее благоприятными для роста и расцвета коррупции. Вторая очевидность: позволять, при нынешней ситуации в экономике, правительству гарантировать подобные займы, означает попросту залезать в карман украинского налогоплательщика, поскольку в весьма вероятном случае невозврата компенсировать кредитору вложенные средства будут из доходов бюджета.
Резюме: то, что ВР сможет (если захочет) вернуться к программе внешних заимствований только на следующей парламентской сессии - это плохо, поскольку такая программа нужна. А вот то, что не была принята именно эта, представленная пакетом, программа - не так уж и плохо: может, удастся все-таки сэкономить в будущем 500 млн. долл. денег налогоплательщиков...
Ой, чуть не забыла - у нас же есть еще парочка больших радостей! По данным помощника Президента Валерия Литвицкого, объем промышленного производства в марте по сравнению с февралем вырос на 12% - это раз. И два - Президент положительно оценил действия исполнительной власти и высказался в том смысле, что она выдержала экзамен в сложных (ею же созданных. - С.Р.) экономических обстоятельствах, сделав реальную попытку «не плыть по течению, а найти и применить эффективные инструменты». Итак, Президент отметил, что попытка была реальной. Жаль, однако, что Леонид Данилович не уточнил, была ли эта попытка успешной. Впрочем, это не так уж и важно, поскольку вся наличная в стране власть занята воплощением чисто украинского проекта: твердо стоять на месте и, конечно же, никуда не плыть. Ни по какому течению...