Покуда «глиноземные страсти» кипят на Николаевском глиноземном заводе и в парламенте Украины, а народ задается логичным вопросом: «Кто же такой этот новоназначенный директор НГЗ Николай Набока?», «Зеркало недели» сделало запрос в Казахстан - в АО «ТК «Казхпром», в котором, как говорят, не так давно возглавлял Донской ГОК ныне «сосватанный» для НГЗ Николай Набока. Если учесть, что ответ, полученный 9 июля редакцией «ЗН», - чуть ли не единственное официальное свидетельство «профессионализма и авторитета» г-на Набоки, считаем уместным привести ответ «Казхпрома» полностью.
«Постановлением Правительства Республики Казахстан в 1995-м было образовано Акционерное общество «Транснациональная компания «Казхпром», объединившее предприятия ферросплавной отрасли страны. В число этих предприятий вошло и АО «Донской горно-обогатительный комбинат».
56% акций АО «ТНК «Казхпром» было приобретено компанией Japan Chrome Corporation, контролируемой Trans World Group. Таким образом, TWG получила возможность влиять на назначение руководящего состава предприятий и полностью управлять ими.
В конце 1996 года TWG провела на должность генерального директора АО «Донской ГОК» г-на Набоку Николая Васильевича.
Набока Н.В. за период работы на комбинате проявил себя как человек, поставивший во главу угла не интересы предприятия, а интересы TWG и являвшийся не столько первым руководителем одного из промышленных гигантов Казахстана, сколько послушным исполнителем воли и проводником политики своих хозяев.
Оценку политике, проводимой TWG на казахстанских предприятиях, дал Верховный Суд республики в своем решении по делу, возбужденному по иску, поданному Генеральным прокурором Республики Казахстан против компаний TWG в интересах государства и предприятий. Верховный Суд Республики Казахстан счел «...полностью установленным фактом то, что действия TWG в лице... ответчиков были противоречащей закону, нормам общественной нравственности и деловой этики единой целенаправленной акцией, спланированной и осуществленной для полного материального подчинения структурам TWG крупнейших казахстанских предприятий, дающих 20% валового национального продукта Республики Казахстан. Поскольку государство является крупным акционером данных предприятий с долей от 31,3 до 37,4%, то действиями ответчиков нанесен существенный ущерб экономическим и финансовым интересам Республики Казахстан». Ущерб, нанесенный компаниями TWG предприятиям, суд оценил в сумме около 350 миллионов долларов США.
Немалую лепту в разграбление промышленного потенциала Казахстана внес и лично г-н Набока. На условиях, заранее определенных TWG в части цен, условий оплаты, объемов и сроков, им были заключены договоры на поставку продукции комбината. Условия контрактов предусматривали отсроченный на 180 дней платеж комбинату покупателями - компаниями TWG. Это приводило к искусственному вымыванию и дефициту оборотных средств предприятия и, как следствие, к необходимости привлечения дополнительных источников финансирования. Этими источниками финансирования явились кредиты, предоставляемые комбинату финансовым инструментом TWG - United Global Bank. Фактически предоставляемые предприятию денежные средства в виде кредитов являлись собственными деньгами предприятия, которые покупатель продукции комбината - компания TWG, имеющая счет и средства на нем в том же United Global Bank, не перечисляла предприятию, пользуясь условиями контракта, заключенного Генеральным директором комбината.
Господин Набока, будучи дальновидным человеком, не мог не предполагать, что независимая проверка на предприятии выявит эти нехитрые «схемы работы иностранного инвестора» и тогда за все содеянное придется держать ответ. Поэтому после ухода TWG из Казахстана г-н Набока поспешил отбыть в трудовой отпуск (не согласовав его с Правлением АО «ТНК «Казхпром») и на комбинат более не возвращался, бросив вверенное ему производство на произвол судьбы. Приказом от 16 марта 1998 года Набока Николай Васильевич был уволен с работы по ст.33 п.4 Кодекса законов о труде Республики Казахстан (прогул). Однако внести эту запись в его послужной список не представляется возможным, поскольку, используя свое служебное положение Генерального директора, он не сдал (как это положено по закону) свою трудовую книжку в отдел кадров АО «Донской ГОК».
Господин Набока оставил комбинат в тяжелейшей финансово-экономической ситуации. Это является лишним свидетельством того, что судьба предприятия и его насущные интересы глубоко безразличны этому верному слуге TWG, меняющему страны и руководящие кресла, принимающему самое активное участие в подведении предприятий к искусственному банкротству и покидающему их по зову TWG для новых подобных «свершений».
Этот ответ «Казхпрома» заверен подписью его первого вице-президента З.Заурбекова. И вряд ли стоит его комментировать.
Продолжение темы
читайте на 9-й стр.