Установку на то, чтобы встретить Новый год с наименьшими потерями для здоровья, кошелька и окружающей среды, ведущие СМИ мира начали давать задолго до начала рождественской лихорадки, которая настигает все цивилизованное человечество в так называемую черную пятницу. Казалось бы, какое дело всему остальному миру до объевшихся индейкой американцев, которых ушлые торговцы выманивают на следующий после Дня благодарения день на общенациональный шоппинг баснословными скидками? Тем не менее именно к этому дню маркетологи готовят списки новогодних «обязонов» и именно по объемам продаж в этот день экономисты подводят итоги года уходящего и делают прогнозы на год наступающий.
В этом году, например, 24 ноября прилавки американских магазинов (которые еще и открываются на пару часов раньше) штурмовали 140 млн. покупателей, потративших в среднем по 360 долл. Каждая третья покупка — игрушка.
Впрочем, последние несколько лет в этом отношении у «черной пятницы» появился виртуальный конкурент — «кибер-понедельник», в ходе которого дорвавшиеся до работы (вернее, до высокоскоростного офисного Интернета) американцы еще более активно штурмуют онлайновые распродажи. Объемы виртуальных продаж в этот день пока еще не отличаются реальным размахом, однако ведущие компании проводят последовательную политику по культивированию навыков более раннего оформления заказов. И даже внедряют специальные ценовые предложения, чтобы изобретенный в прошлом году термин «кибер-понедельник» отложился не столько в критических журналистских материалах, сколько в подсознании потребителей.
Как предсказывают аналитики, в этом году американцы за шесть предновогодних недель собираются потратить на 7% больше денег, чем в прошлом. Несмотря даже на то, что экономическими победами Америке особо хвастаться не приходится. С другой стороны (а также по другую сторону Атлантики, где макроэкономические показатели еще более скромные), англичане, испанцы, скандинавы, а также россияне готовы «отстегнуть» на те же самые цели на 18% больше, чем годом ранее. А ирландцы превзошли американцев и по размеру средней суммы, которую каждый из них собирается выложить «под елочку», — 1734 долл. против менее чем 1700. Немцы и голландцы ограничатся 600 долл., а россияне и французы расщедрятся на 700.
Самыми популярными подарками в США останутся подарочные ваучеры, которые постепенно отвоевывают позиции и в Старом Свете: они займут пятое по популярности место в еврозоне и восьмое — в Великобритании.
Эти суммы, естественно, включают в себя все предновогодние расходы. Что же касается подарков, то в этом отношении лучше всего изучены повадки американцев. В этом году средний американский потребитель планирует потратить на них 791,10 долл. (против 738,11 в прошлом). Средний список одариваемых персон насчитывает 11 человек, и, что самое примечательное, современные торговые технологии позволяют включить в него и себя, любимого, так как совершая приобретения, можно оставить в личном распоряжении «довесок» в среднем на 99,22 долл.
При помощи Интернета покупать подарки будут 70% американцев и 55 — европейцев. Избежать при этом стадных инстинктов практически невозможно. И действительно, даже не подозревая о существовании суперпопулярной в Америке игрушки Элмо (персонажа детского телесериала, интерактивная пушистая версия которого не только хохочет, валится на спину и дрыгает ногами, но и может называть вашего ребенка по имени), при надцатом попадании на его «самое горячее предложение» начинаешь прилагать усилия, чтобы не кликнуть на Buy now! Правда, уяснив, что средняя отпускная цена этой рыжей зверюшки в виртуальном пространстве уже достигла 70,10 долл., тогда как в обычных магазинах ее начинали выставлять по 39,99, начинаешь задумываться о том, что же действительно является настоящим двигателем торговли…