Доброкачественность - это врата в будущее.
Николай Рерих
Своеобразным провозвестником борьбы за высокое качество отечественной продукции можно считать Петра I. Именно его перу принадлежит изданный 11 января 1723 года указ «О качестве». Там есть такие строки: «Повелеваю хозяина Тульской фабрики Корнилу Белоглазова бить кнутом и сослать на работу в монастырь, понеже он, подлец, осмелился войску государеву продать негодные пищали и фузеи. Старшину альдермала Фрола Фукса бить кнутом и сослать на Азов, пусть не ставит клейма на плохие ружья…»
Безусловно, подобные методы «прищучивания» недобросовестного производителя даже с натяжкой не назовешь цивилизованными. Но, не сомневаюсь даже, у многих моих соотечественников, наверняка, не раз возникало желание аналогичным образом расправиться с теми, по чьей вине у них, к примеру, на второй день отваливался каблук от приобретенных вчера башмаков. Или довольно симпатичная блузочка расползалась по швам. Список подобных неприятностей можно продолжать до бесконечности.
Вроде бы в нашем государстве что-то и где-то по поводу борьбы за качество делается. По крайней мере, сотрясения воздуха в связи с необходимостью повышать конкурентоспособность украинской продукции имеют место быть (и притом частенько) на самых различных официальных и неофициальных уровнях. А что в результате? Попробуйте навскидку назвать хотя бы с десяток родных предприятий, продукция которых не вызывает в душе безнадежное чувство горечи и стыда. Ну, вестимо, львовский «Світоч», ну «Оболонь» (Киев). Ну, возможно, прозвучат еще два-три названия. Не маловато ли для страны с 50-миллионным населением? И это на фоне уже набивших оскомину пламенных призывов поддерживать национального товаропроизводителя. Хотя, понятно и ребенку, никто не побежит покупать отечественную продукцию сугубо из чувства патриотического долга, если она будет более низкого качества, нежели зарубежные аналоги, или же застращает потенциального потребителя кусачей ценой. Так, в конце-то концов, удастся ли нам в обозримом будущем переломить ситуацию?
На этот и массу «сопредельных» вопросов попытался дать ответ прошедший на нынешней неделе в Киеве Первый всеукраинский съезд качества. Не буду перечислять его организаторов и участников. Их много. Отмечу лишь, что это - весьма серьезные, общественные и государственные институции. Видят ли они выход из тупика, в котором оказался отечественный товаропроизводитель? В состоянии ли зажечь свет в конце туннеля новыми идеями, призванными вознести качество украинской продукции на надлежащий уровень?
Во всяком случае, претенциозное название форума «Украина: в XXI век через качество к лучшей жизни» настраивало на оптимистический лад. Но далее, по моему мнению, все разворачивалось в лучших застойных традициях, хотя, само собой, и докладчики, и выступающие обильно уснащали свою речь наисовременнейшей (для представителей постсоветского пространства) терминологией. Да, решительно были заклеймены административно-командные, директивно-плановые методы управления качеством. Да, ругали на все заставки, мягко говоря, далекую от совершенства налоговую систему. Да, самозабвенно призывали не давить родного производителя. Да, подчеркивалась острейшая необходимость неотложного принятия законов, способных инициировать улучшение качества. Также подчеркивалась необходимость разворачивания в государственных масштабах развитых систем информационного обеспечения и всеобщего обучения решению проблем качества, необходимость по прямому назначению использовать средства инновационного фонда, а не решать с их помощью проблемы дефицита бюджета. И, конечно же, много и убедительно говорилось о том, сколь плохо нам живется по причине отсутствия наличия национальной политики содействия качеству, принципы и цели которой, к слову, еще в 1992 году разработала независимая профессиональная общественная организация Украинская ассоциация качества. Ее президент Петр Калита считает:
- Несмотря на то, что в мире давно проложена столбовая дорога к вершинам бизнеса через совершенствование качества, у нас попытки изобрести велосипед не прекращаются по сей день. И пока фирмы и страны зарубежья восходят к вершине, мы ностальгически топчемся на месте.
А время-то идет. И если не перейдем от сотрясений воздуха к конкретным делам, глядишь, и не заметим, как начнем расправляться с нерадивыми товаропроизводителями «по-императорски». А чё, может, и сработает?..