UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЧЕРЕЗ ГОД АВТОМОБИЛИ ДОЛЖНЫ ПОДЕШЕВЕТЬ

Предсказывают, что уже через год в США могут снизиться цены на подержанные автомобили, а за ними и ...

Предсказывают, что уже через год в США могут снизиться цены на подержанные автомобили, а за ними и цены на новые - ибо люди, привлеченные низкими ценами, бросятся покупать подержанные машины, и тогда произойдет отток покупателей с рынка новых автомобилей.

Сделать подобное пророчество нетрудно. Все дело в том, что в последние три года благодаря низким процентным ставкам под кредиты стало особенно выгодно арендовать новые автомобили. Все кинулись арендовать. Подобные контракты обычно оформляются на срок до трех лет. После этого автомобиль можно вернуть или оставить в своем пользовании, заплатив почти символическую сумму. Обычно автомобили возвращаются к дилерам по истечении срока аренды в хорошем состоянии, поскольку арендаторы отвечают своим карманом за возврат сильно изношенной машины, обладающей низкой остаточной стоимостью.

Стало быть, уже в будущем году часть клиентов начнет возвращать эти автомобили в прокатные конторы, и наплыв подержанных машин приведет к «затовариванию» гаражей. По подсчетам, от двух с половиной до трех миллионов автомобилей по истечении сроков аренды будут возвращены прокатчикам в будущем году. Подобное уже наблюдалось раньше, в период с 1990 по 1992 годы, когда у множества людей истекли сроки аренды. Цены при резком превышении предложения над спросом, естественно, снижаются. Поэтому первый вывод: если над вами не каплет, отложите покупку машины до весны будущего года.

Тут важно отметить, что все стороны по мере сил и возможностей стараются себя утешить, призывая не паниковать. Например, автомобилестроители надеются, что арендаторы, возвращая старый автомобиль, будут брать в аренду новый, тем более что при этом они избавляются от необходимости платить первый взнос.

А дилеры, торгующие подержанными автомобилями, рассчитывают, что падение цен вызовет интерес у покупателей, отвратит их от покупки новых автомобилей; спрос и предложение выровняются.

Аренда как способ пользования дорогостоящими вещами стала особенно популярной как раз в последнее время. Это финансовое изобретение в чести не только у простых американцев: многие компании тоже прибегают к аренде недвижимого и движимого имущества в противовес приобретению.

По некоторым данным, в 1990 году с помощью аренды было профинансировано оснащение новым оборудованием на сумму свыше 140 миллиардов долларов. Перевооружение промышленных компаний основными фондами было бы немыслимо в сегодняшних масштабах в США, не будь сдачи оборудования в аренду.

Около трети всего оборудования берется в прокат, и не случайно аренда или «лизинг» (как не мудрствуя лукаво говорят и пишут ныне в России) является в стране наиболее бурно растущей отраслью инвестиций капитала. Вместо того, чтобы брать деньги в долг и покупать дорогостоящее оборудование, типа самолета или компьютерного центра, его берут в аренду. Даже игорные дома арендуют игральные автоматы, не говоря уже об авиакомпаниях; железных дорогах, гостиницах и торговой сети, где в последнее время принято арендовать здания магазинов и складские помещения.

Что касается автомобильной индустрии, то «Дженерал моторе» или «Форд», например, не рассчитывая сразу продать машину безденежному клиенту, под видом аренды продают ее как бы в рассрочку. Тем более это можно называть покупкой автомобиля, что в настоящее время треть арендаторов использует право приобрести автомобиль в собственность по сниженной цене по истечении срока аренды. Лидером в сдаче машины в аренду считается компания «Форд». В 1990 году она предлагала своим клиентам весьма заманчивые условия по аренде автомобилей «Торус». Вскоре «Дженерал моторе» последовала примеру «Форда», а следом и японцы - в надежде закрепить за собой завоеванную ими часть рынка. И только компания «Крайслер», заявившая, что риск сдачи в аренду на долгий срок слишком велик и не поддается подсчетам, оставалась в стороне от этого поветрия.

В самый разгар рецессии «Дженерал моторе» и «Форд» поддерживали производство машин на стабильном уровне, продавая свои автомобили компаниям-арендаторам. По прошествии двух-трех лет они выкупали эти автомобили и выбрасывали их на другой рынок - на рынок подержанных машин. В результате прибыль делалась дважды - сначала на аренде машин, а потом от их перепродажи. Но приток машин после аренды настолько ослабил рынок подержанных автомобилей, что именно «Дженерал моторе» и «Форд» породили там форменный кризис. В 1992 году они отказались от этой программы.

Повышение ставки процента под кредиты, проведенное Федеральным резервом, угрожает автомобильной промышленности еще и с другой стороны. В компании «Нортуэст» (Northwest Corp.) подсчитали, что повышение в первом квартале ставки процента на один пункт уже во втором может стоить автомобилестроителям 300 тысяч автомобилей. Падение спроса на новые автомобили угрожает всему хозяйству страны в той же степени, в какой рост спроса на них способствовал подъему экономики.

Кстати, рост кредитных ставок отразился и на рынке недвижимости. Исчез стимул переоформлять закладные на дома и рефинансировать долг. Поскольку с повышением ставки процента утрачивается заманчивость переоформления закладной, а переоформление закладной позволяло владельцам домов получать свободные деньги, то застой на рынке недвижимости может привести к упадку и в прокате автомобилей: американцам не с чем будет приходить на этот рынок. Дилеров это беспокоит. Правда, сохраняется расчет на то, что волей-неволей всем придется покупать «молодые» автомобили, так как, по статистике, у многих американцев машины уж очень старые. Что касается спецов по финансовому планированию, то они советуют всем, у кого есть возможность, обязательно покупать автомобили, а не брать их в аренду. Потому что, арендуя автомобиль, вы только несете расходы, не уравновешивая их никакими фондами (то есть собственностью).