UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЧЕМ ЗАКОНЧИТСЯ ДЕЛО ЕВРОПЕЙСКИХ СТАТИСТИКОВ?

Скандал Во второй декаде мая Евростат (Eurostat), статистическое агентство Европейского Союза, отмечало юбилей — 50-летие...

Автор: Юлия Загоруйко

Скандал

Во второй декаде мая Евростат (Eurostat), статистическое агентство Европейского Союза, отмечало юбилей — 50-летие. А через пять дней разразился скандал: руководство Евростата обвинили в финансовых хищениях в период 1996—1999 гг. Европейское бюро по борьбе с мошенничеством (Olaf) обнаружило, что так называемая «черная касса» начала действовать с 1996 года, когда Евростат стал продавать свои исследования на сторону. А в 1999-м глава Евростата Ив Франше и глава одного из шести отделений Дэниэл Бик открыли оффшорный счет в Люксембурге и переправили туда 900 тыс. евро. Три высших руководителя Евростата подали в отставку, утверждая, что счета были открыты исключительно с целью укрепления финансовой структуры самого агентства…

Расследование старых грехов могло на этом закончиться и вписаться в исторические анналы. Но не закончилось. Европарламент пожелал ознакомиться с деятельностью евростатистиков после 99-го. Поскольку с первого взгляда «прозрачность» Евростата не просматривалась, в июне была создана специальная парламентская комиссия и начат внутренний аудит Еврокомиссии.

Пик скандала по Евростату пришелся на последнюю декаду сентября, когда в прессу просочились первые сведения о спецпроверке. Однако Романо Проди, председатель Европейской комиссии, держался стойко и уверенно заявлял, что нет причин для беспокойства. Но уже через месяц появился 72-страничный доклад о финансовых нарушениях в Евростате. И немало огорчил Проди, который был почему-то уверен, что проверка не обнаружит финансовых нарушений в органах Еврокомиссии за последние четыре года, то есть за время его руководства.

Известно, что именно в последние годы из разных источников поступала в Еврокомиссию информация о финансовом неблагополучии в Евростате. Однако никто особенно не тревожился — ни Европарламент, ни Еврокомиссия, ни ее председатель. И только начиная с июня 2003 года детали ранее закрытого следствия стали появляться «на публике».

Итак, в чем конкретно обвиняется Евростат? В ведении двойной бухгалтерии. В фиктивных контрактах. В том, что почти 1 млн. евро «проплывает» мимо бухгалтерского учета ЕС ежегодно.

Двойная бухгалтерия состояла в том, что у Евростата имелись неучтенные фонды, которые были открыты вопреки бюджетным правилам ЕС. А наполнялись они благодаря контрактам Евростата с рядом внешних структур. Руководители Евростата, с июня друг за другом отправившиеся в отставку, уверяли, что фонды эти были основаны исключительно для наполнения кассы статистического ведомства с целью финансирования его обычной деятельности. Тем не менее, делалось это в обход внутреннего законодательства ЕС и потому, по мнению спецкомиссии, создавало почву для возможных мошенничеств и нарушений.

Проверив 400 договоров Евростата на сумму более 400 млн. евро, специальная комиссия пришла к неутешительным выводам. Причем касались они совсем не исторического, до 1999 года, прошлого, а уже новейшей истории Еврокомиссии времен Проди. Речь идет о конфликте интересов между Евростатом и компаниями, которые готовили статистику по его заказу, а затем продавали ее третьей стороне. Оказалось также, что большая часть заказов на статистические исследования никем и никогда не была востребована, проще говоря, была ненужной. А чиновники в таких случаях размещали заказы «по знакомству». Впрочем, и это еще не все. В некоторых случаях Евростат оплачивал статистические изыскания, к которым имеется свободный доступ в Интернете.

Слабая система бухучета — старая и хроническая болезнь ЕС. Еще в прошлом году главный бухгалтер Европейской комиссии Марта Андреасен лишилась работы лишь за то, что предупредила руководство ЕК об опасности мошенничества из-за несовершенства бухгалтерской системы. По ее мнению, уровень и качество бухучета ЕК не полностью учитывает расходную часть бюджета, бухгалтерские книги не дублируются, квалификация бухгалтеров оставляет желать лучшего. Однако непосредственный начальник Андреасен, еврокомиссар Нил Киннок (он же — ответственный за реформирование ЕК) посчитал, что своими жалобами она нарушила внутреннюю дисциплину Комиссии, и предложил уволиться. С тех пор, по мнению обозревателей, в деятельности ЕК заметных сдвигов не произошло.

Единственное светлое пятно в результатах расследования — комиссия не обнаружила доказательств того, что кто-то из членов ЕК персонально «нагрел руки» на финансовых нарушениях. Тем не менее четко зафиксирован момент бесконтрольности: Европейская комиссия оказалась не в состоянии регулировать и контролировать свое статистическое ведомство. В связи с этим у Европарламента возникли вопросы по поводу управления и контроля за другими департаментами и офисами ЕС.

Евростат

Европейское статистическое агентство — одна из ключевых структур Европейского Союза со штаб-квартирой в Люксембурге. Евростат не занимается сбором собственной информации. Он аккумулирует данные, поступающие из национальных статистических органов стран Евросоюза, классифицирует их на основе единой методологии, проводит сравнительный анализ. Именно информация, которую продуцирует Евростат, играет важнейшую роль в формировании направлений политики во всех сферах деятельности ЕС. Как известно, с введением евровалюты Евростат отслеживает финансовые показатели согласно Пакту стабильности и роста ЕС. В его функции также входит помощь в создании статистических систем в странах Центральной и Восточной Европы, которые присоединятся к ЕС.

Общий бюджет Евростата на 2003 год составил 117,8 млн. евро, из которых 76,8 млн. евро (т.е. две третих) расходуются на аренду помещений и заработную плату. Персонал ведомства состоит из 580 постоянных сотрудников и 120 экспертов в странах ЕС. В ходе проверки обнародованы интересные данные, например, о том, что руководящий состав агентства не менялся уже многие годы. Генеральный директор Ив Франше занимал свой пост почти 13 лет. Из семи его заместителей трое бессменно работают 25 лет, а двое — уже более 35 лет. И это при том, что Евростат, отметивший полувековой юбилей, не является частной структурой.

Статистическое агентство напрямую контролируется еврокомиссаром по экономической и монетарной политике испанцем Педро Сольбесом. Именно его отставки в первую очередь требует европейский парламент.

Проди

Расследования начались по инициативе Европейского парламента. Который, кстати, не забывает, что предыдущий состав Европейской комиссии коллективно ушел в отставку в марте 1999 года именно после внутреннего расследования и доклада специального парламентского комитета. На руководство ЕК была возложена ответственность за допущенные случаи мошенничества, административную халатность, коррупцию и кумовство. Главной мишенью доклада стала мадам Эдит Крессон, бывший премьер-министр Франции, которая возглавляла в ЕК департамент образования и научных исследований. Она и еще несколько ее коллег-еврокомиссаров персонально обвинялись в «фаворитизме, кумовстве и протекционизме» при размещении контрактов ЕК и оформлении платежных ведомостей. Президент Еврокомиссии Жак Сантер, в прошлом — премьер-министр Люксембурга, также подвергся жесткой критике — за плохой менеджмент и потерю контроля над административными органами ЕК.

Случившийся в 99-м коллапс исполнительного органа ЕС вооружил новыми аргументами армию евроскептиков, которые не уставали твердить о несостоятельности всего проекта под названием «Европейский Союз». Вот тогда Еврокомиссию возглавил сеньор Романо Проди, бывший социал-демократический премьер-министр Италии. Он обещал возродить доверие к институтам ЕС и навести элементарный финансовый порядок во всех кабинетах Комиссии. Именно тогда в Европарламенте он сказал: «Я не потерплю коррупции в любых ее проявлениях». И что сегодня? История повторяется?

Европарламент, как и четыре года назад, настоял на полномасштабном внутреннем расследовании и сегодня «требует жертв» — отставок еврокомиссаров и даже всего европейского правительства. Если жертвы будут, то первой среди них окажется испанец Педро Солбес, еврокомиссар по экономическим и монетарным вопросам. Именно в его служебные обязанности входит надзор и контроль за деятельностью Евростата. Следующим может оказаться британец Нил Киннок, вице-президент Еврокомиссии, обещавший полностью завершить реформу ЕК к началу 2005 года.

Нет ничего странного в том, что председатель Комиссии Романо Проди категорически против каких бы то ни было отставок. Он считает, что нет причин для столь радикальных наказаний. Понятно, что Проди в данном случае вступается не только за своих коллег по кабинету. Он прежде всего защищает свою политику, свое реноме руководителя, тем самым определяя собственное будущее.

Во-первых, господину председателю совсем не хочется покидать пост раньше времени. До ротации в Еврокомиссии осталось каких-то девять месяцев. Во-вторых, еще меньше ему хочется повторить судьбу своего предшественника Жака Сантера, уйдя в отставку с позором. В-третьих, Проди собирается вернуться в большую политику, и непременно в итальянскую. А противостоять нынешнему одиозному премьеру Италии куда удобнее из высокого кабинета Еврокомиссии. Иногда поправить, порой указать или, как совсем недавно, охладить чересчур теплую атмосферу переговоров Берлускони—Путин. И от имени исполнительного органа ЕС напомнить земляку, что зачистки в Чечне — не совсем внутреннее дело России, в чем так сердечно уверял итальянский премьер российского президента в Риме, держа при этом свою руку на великодержавном запястье...

Вялотекущее и не афишируемое расследование махинаций Евростата пятилетней давности превратилось в громкий публичный скандал, окончание которого ожидается в начале декабря. Именно к тому времени Европарламент изучит материалы расследования спецкомиссии и результаты внутреннего аудита, а также вынесет свой вердикт — что делать с Еврокомиссией. Вряд ли стоит ожидать отставки всей Комиссии. Но кое-кем из еврокомиссаров Романо Проди, очевидно, будет вынужден пожертвовать.