UA / RU
Поддержать ZN.ua

БЮДЖЕТНАЯ РЕЗОЛЮЦИЯ В CEM-ЗЕРКАЛЕ

Так случилось, что завершение разработки проектов бюджетных резолюций совпало с обсуждением в конференц-зале Национального банка Country Economic Memorandum (CEM) - отчета Всемирного банка о состоянии экономики Украины...

Автор: Александр Гуревич

Так случилось, что завершение разработки проектов бюджетных резолюций совпало с обсуждением в конференц-зале Национального банка Country Economic Memorandum (CEM) - отчета Всемирного банка о состоянии экономики Украины. Впервые он был выполнен в тесном сотрудничестве с украинскими экспертами из правительственных и научных кругов. Поэтому сравнение документов, созданных оппонентами из двух ветвей власти, представляет несомненный интерес.

Хотя Меморандум состоит из трех томов и исследует восемь ключевых направлений экономической политики Украины, фискальные процессы занимают в нем, пожалуй, центральное место. По образному выражению советника Казначейства США при Минфине Стивена Лидса, бюджетный процесс - тот же гаишник, который контролирует и управляет от имени государства потоком машин с экономической начинкой. И чем больше процесс общения гаишника с водителями прозрачен, тем эффективнее используются ресурсы, которых всегда недостает.

В Украине в этом смысле две беды: непрозрачность доходит до сплошной тени, а ресурсов не хватает до неприличия. Только за первый квартал налоговая недоимка выросла с 9,9 до 13,6 млрд. грн., долги по пенсиям - с 2,0 до 2,3 млрд. Но если внутренний дефолт произошел давно и просто официально не зафиксирован (возможно, это случится 31 октября), то внешний периодически переносится нашими главными кредиторами - МВФ и ВБ - в надежде получить «откат» от местной власти в виде неких рыночных реформ. Именно на нем основан представленный в Меморандуме финансовый баланс на 1999 год, исходящий из предположения, что Украина выполнит согласованные с МВФ условия и получит жизненно необходимые кредиты.

Как покрыть разрыв? Очень просто, отвечают в CEM: Минфин «убалтывает» НБУ пролонгировать свои ОВГЗ на $1,2 млрд., не платит ему проценты и за эти деньги покупает у него же валюту на $0,3 млрд. Полный баланс! «Однако намного лучший подход, - читаем далее в отчете, - ускорение приватизации госпредприятий иностранными инвесторами и получение дополнительной валютной выручки, что дало бы возможность сохранить минимальные валютные резервы страны».

Что касается 2000 года, то ситуация еще сложнее. Тяжесть платежей по долгам вырастет вдвое и достигнет $2,6 млрд. Хотя, как предполагают, первичный бюджетный профицит увеличится с 1,6 до 2% ВВП, потребность в финансировании бюджетного дефицита достигнет $3,9 млрд., а ожидаемые поступления сохранятся на уровне $2,3 млрд. Однако из-за уменьшения объема ОВГЗ у НБУ возможность игр с ними уменьшится, и без хор-р-рошей приватизации уж точно не обойтись. Так что берегите 200 предприятий-гигантов - наше последнее богатство!

После всех этих цифр трудно не проникнуться сочувствием к нашему министру финансов, который во время обсуждения СЕМ заявил: «Главная задача двух грядущих лет - управление внешним долгом». «В ближайшие два-три года, - поддержал Игоря Митюкова замминистра экономики Михаил Чечетов, - нужно иметь бюджетный профицит. В этом году по политическим причинам это сделать не удастся». Того же мнения и представитель МВФ в Украине Анри Гескьер, который надеется, что конец эпохи дефицитов заставит нашу страну резко изменить политику в области бюджетных расходов. Но для этого, подчеркнули начальник главного бюджетного управления Минфина Анатолий Максюта и его заместитель Марина Шаповалова, нужны системные изменения в фискальной политике.

В СЕМ в этой связи перечислены в общем-то известные мероприятия. Необходимо снизить налоговый пресс на официальную экономику путем снижения ставок (прежде всего на доходы физических лиц и начислений на фонд оплаты труда) и на этой основе расширить налоговую базу за счет теневой экономики; упростить механизмы администрирования налогов, особенно для малого и среднего бизнеса; ликвидировать экономически необоснованные льготы; реформировать монопольные перераспределительные системы (образование, медицина, социальная защита); установить равные принципы формирования межбюджетных отношений путем внедрения формульного подхода; лишить областные органы власти права перераспределять закрепленные за органами местного самоуправления фискальные полномочия…

Дабы не утерять нить интриги, взглянем, что же предлагает постоянный оппонент Минфина - бюджетный комитет ВР. Учитывая «долговую яму-2000», члены комитета в проекте пошли на бездефицитный бюджет. В этой связи их документ был полон идей по извлечению дополнительных доходов. Для начала предлагается пересмотреть список освобожденных от НДС товаров критического импорта, куда затесались даже посудомоечные машины и меховые сумочки. То есть комитет надеется, что Верховная Рада Украины, реанимировав данную льготу в мае, уже в июне ее вновь похоронит. Но если самая прогрессивная социалистка страны г-жа Витренко вместе с лидером коммунистов г-ном Симоненко твердо заявили при презентации проектов БР «Руки прочь от критического импорта!», то что им может противопоставить г-жа Тимошенко?

Сомнительна и попытка привлечь в казну от предприятий с долей госсобственности дивиденды на сумму порядка 500 млн. грн. при том, что Национальное агентство по управлению госкорпоративными правами дает цифру 200 млн. А уж покушение на внебюджетные фонды - и вовсе безнадежный номер. Хотя в 1998 году на счетах главных распорядителей бюджетных средств пребывало более 2 млрд. грн., а за четыре месяца этого года там скопилось 1,9 млрд.

Если теперь вернуться к Меморандуму ВБ, то продукт бюджетного комитета можно считать усеченным вариантом предложений реформаторов из Минфина. Но мы уже говорили о большой пропасти, постоянно разделяющей замыслы и реалии. Думается, лучше всего ее иллюстрируют некоторые высказывания, прозвучавшие во время обсуждения СЕМ.

Игорь Митюков: «Дело не в величине налоговых ставок, а в неравномерности налогообложения различных секторов, в тенизации, бартеризации и массе всевозможных льгот. Кто не платит налоги сегодня, не будет их платить при любых ставках».

Виктор Лисицкий, глава группы советников председателя НБУ: «Не хотел бы я быть на месте ГНА после отмены картотеки №2».

Евгений Червоненко, президент концерна «Орлан»: «Есть два вида бизнеса - рыночный и бюджетный. Чтобы второй ликвидировать, нужны три вещи: сократить аппарат, потом его заменить, потом быстро закончить приватизацию».