UA / RU
Поддержать ZN.ua

БЮДЖЕТ СОСТРЯПАЛИ

Региональные бюджетные бдения - это вам не танец дри-ти-ти. Тут областным властям вроде положено что-то творить, а «творческое» поле уже пахано-перепахано...

Автор: Маргарита Субтеля

Региональные бюджетные бдения - это вам не танец дри-ти-ти. Тут областным властям вроде положено что-то творить, а «творческое» поле уже пахано-перепахано. Самым что ни есть коллективным разумом Кабмина и парламента все цифры вместе со статьями перемыты, процежены, округлены. Думай - не думай, а итог заведомо известен. Можно бы и не думать, но закон принимать местный бюджет обязывает...

Вот и пришлось Херсонскому областному Совету народных депутатов решить, что доходная часть бюджета составит 321,4 млн. гривен, т.е. около 60 процентов потребности. С расходами проще: что соберем, то и потратим - «в пределах фактически полученных доходов»...

После сказанного выше вопрос «Как жить будем?» выглядит каким-то неприличным. Вестимо, как. Образованию и здравоохранению придется половиной от необходимого обойтись. Не впервой. Жилищно-коммунальному хозяйству и 35 процентов достаточно. О культуре лучше промолчать. «Крайними» остались молодежные программы, социальная помощь, льготы, иные насущные потребности. Обделено вниманием перманентное подтопление южных районов области, обладающее неприятным свойством аукаться в самый неподходящий момент. Так что хоть доходная часть и превышает прошлогоднюю на 4,6 процента, оптимизма это ничуть не прибавляет: собственные доходы области дают всего 19 с небольшим процента бюджета, около 40 процентов сформировано за счет общегосударственных налогов. Вот и все доходы, слепленные «из всего, что было». Почти 35 процентов составит государственная дотация без учета субвенции работникам просвещения.

Невеселые реалии. Да и «реалиями» назвать такое можно только условно. Контрольная цифра собственных и закрепленных доходов (нынче это называется «расчетными показателями»), спущенная области Минфином, определена по неведомым параметрам в 194 миллиона гривен. В то же время самые оптимистические расчеты областных специалистов свидетельствуют, что она никак не может превысить 140 миллионов. Выходит, четвертая часть доходов попросту «воздушная». А дабы выглядело это попристойнее, облфинуправление воспользовалось тем же общеизвестным справочником, что и Минфин. «С потолка» называется.

Как это выглядит на деле? Возьмите Каховский район. Чтобы получить бюджетных 27 тысяч от гербового сбора (20 процентов) надобно собрать 136 тысяч. За январь поступило... 150 гривен. Что ж тут отчислять? Еще пример. Генический район должен собрать 1700 тысяч акциза, из которых 850 тысяч - доходы в его бюджет. Реальная же цифра, по мнению районных специалистов, не может превысить 350 тысяч. И таких примеров - пруд пруди.

Не лучше обстоят дела и с дотацией. Спасибо и на том, что ее не придется выклянчивать в Киеве (в прошлом году область недополучила более двух дотационных миллионов, да и полученное - наполовину взаимозачет). Однако... за неделю февраля в счет общегосударственных налогов и сборов, от которых 72 процента «отщепляются» Херсонщине поступило что-то около 800 тысяч. Негусто, если учесть, что месячная дотация области определена в 10,1 миллиона. Иными словами, «расщеплять» нечего. А это означает, что сумма годовой дотации 112 миллионов тоже висит в воздухе.

Аграрная область была дотационной и в прежние более стабильные времена. Причины тому известны: мощный аграрный сектор экономики работал на другие регионы, местная переработка традиционно оставалась слаборазвитой. Размер государственного пособия колебался по годам, но факт остается фактом: Херсонщина никогда не могла себя прокормить. Так что проблема не новая, о ней говорили в доперестроечные годы, о ней говорят и сейчас.

Не только говорят - составляют различные планы, программы, концепции, паспорта и тому подобное. Понятное дело, на их реализацию нужно время. Времени, очень похоже, нашим руководителям хронически недостает. По непонятным причинам Херсонская область стала своеобразной перевалкой для первых лиц исполнительной власти - за последние пять лет сменилось четыре губернатора. И каждый новый составляет грандиозные свои планы, программы, etc, etc, которым очередной раз суждено остаться на бумаге. Не здесь ли одна из причин столь грустного положения региона?

Только по Херсону объемы производства снизились в 1998 году на 21 процент против прошлогоднего. Городская казна недосчиталась четверти запланированных собственных доходов, а «живыми» деньгами получила чуть больше 40 процентов поступившего. Остальное - взаимозачет. Этакий бумажный бартер. В нынешнем году, как известно, взаимозачеты запрещены. Уже сегодня медикам в качестве платы за коммунальные услуги чиновные мужи советуют предъявлять справку о невыплаченной зарплате. Каким образом эти справки будут увязываться с грозными указами, касающимися оплаты энергоносителей, сказать трудно.

Начни работать промышленность Херсона, проблем, понятное дело, поубавилось бы. Пока что такое не наблюдается. Ну, увеличился в прошлом году объем производства хлопчатобумажных тканей, так это за счет полученного товарного кредита, который еще нужно как-то возвращать. Перспективное и необходимое для Украины производство комбайнов «Славутич» - на точке замерзания: с предприятием не расплатился за прошлогоднюю поставку даже лизинговый фонд, а это всего 44 комбайна. Будет ли государственное финансирование на предусмотренные три сотни - кто скажет? На судостроителей вообще надежды никакой - завод буквально «спихнул» России буровое судно «Газпром-1» в счет долгов за газ, да на том и остался. Какой-то замкнутый круг. И как его разомкнуть?

Аналогичная картина (а другой она просто быть не может) и по области в целом, хотя падение объемов производства на промышленных предприятиях в сравнении с прошлым годом не столь велико - 4,2 процента, а с учетом подсобных производств агропромышленного комплекса, малых предприятий, кооперативов наблюдается даже некоторый рост. Однако радости мало: очень похоже, что рост этот обнаружился в результате изменения порядка статистической отчетности (как известно, ранее подобные цеха и производства сельхозпредприятий отдельной строкой не учитывались).

В сельскохозяйственном секторе вообще дела плачевны. Здесь убыточны 311 хозяйств из 357, а общий убыток (176 млн. гривен) соизмерим с запланированными доходами в бюджет. Не случайно около 18 процентов сельхозпредприятий - банкроты. А откуда взяться прибыли, если даже собрав 56 центнеров пшеницы с гектара (средняя урожайность по области 21,3 ц/га), КСП «Авангард» Каховского района, к примеру, не может свести концы с концами? Озимыми в области засеяно всего 64 процента от планируемого, да и те на треть изреженные или вообще не взошли. А какой смысл сеять - чем больше урожай, тем больше убытков. Еще хуже положение в животноводстве. Мало того, что уменьшилось поголовье скота, одна среднеобластная буренка дает по 1482 литра молока в год. Как говорится, дожились.

Разрешить проблемы села не под силу никакой, даже самой аграрной области. Здесь сплошь узкие места, начиная от диспаритета цен и кончая налоговым бременем. Правда, бремя это вроде бы сняли. В конце прошлого года, как известно, Верховная Рада наконец-то приняла закон о едином налоге с сельхозпроизводителя. И тут же объявила двухлетние налоговые каникулы. Объявить-то объявила, да вышло, что заложила в бюджет этакую сельхозмину. Бюджет-то сверстан задолго до широких жестов. А чем латать дыры, как законодательная, так и исполнительная власти просто не знают. Похоже, Минфин никак от шока не оправится, а посему и не может решить, какую часть поступлений в бюджет следует описать как безнадежную. К слову, подобная ситуация и с акцизным сбором: его тоже обсчитывали по ранее действующим более высоким ставкам.

Одним словом, не счесть «алмазов» в бюджетных пещерах. И все же, все же... Многое можно сделать и на местах. Разумеется, при последовательной региональной политике и глубоком анализе происходящего. Скажем, зафиксировала статистика падение производства продуктов питания. Менее прошлогоднего выпущено молочной продукции - на 22,4 процента, мяса - на 37,6, а с колбасными вообще провал - на 60 процентов меньше объема далеко не сытного 1997 года. Даже хлеба и хлебобулочных изделий стали производить значительно меньше. Это как же понимать надо? Голодомор местного масштаба вроде не зафиксирован, и мы вправе подозревать, что люди что-то ели, а значит, что-то производили и покупали. Из каких краев привезены те же колбасы или булки - вопрос особый. А вот покупают горожане в основном на многочисленных базарах и базарчиках.

Загляните в отчеты «организованных» рынков - фантасмагория какая-то. Ну кто может поверить, что торговые места рынков Херсона заполняются всего на 62 процента, если между торговыми рядами протиснуться невозможно? Осмелюсь утверждать, что только из-за сокрытия объемов базарных услуг городской бюджет не добирает минимум трети рыночных сборов.

Косвенным доказательством огромного оборота в теневой сфере могут служить хотя бы данные о розничном товарообороте. Статистика утверждает, что составляет он 302 гривни на каждого жителя в год - примерно 25 гривен в месяц. И как же это вяжется со 138 гривнями средней зарплаты? Явно «тень» работает. И это только отдельный штрих - во многом недорабатываем, а значит, теряем бюджетные деньги.

Имеются в области возможности, так сказать, стратегического плана. Взять ту же переработку. Переработчики сельхозсырья слезно жалуются на сокращение сырьевой базы. Такая проблема существует, но удивительное дело - херсонцами не используется даже то, что имеется. В то же время область буквально наводнена закупщиками от соседей, которые не брезгуют и в глубинку заглянуть, и цену дают побольше, и работать стараются на договорных условиях. А избалованные былыми многомиллионными госзаказами на поставку консервов, мясных, молочных и прочих продуктов херсонские переработчики всерьез предлагают единственное и прямолинейное решение: закрыть границы области, запретить вывоз сырья. Тогда, мол, производитель никуда не денется, нам сырье поставлять будет... А пока родимые предаются мечтаниям, везут николаевцы на херсонские рынки молоко, сливки, масло, разные кефиры-йогурты... В то же время прекратили выпускать продукцию Белокриницкий, Голопристанский, Горностаевский и еще с десяток масло- и молокозаводов.

Короче, работать в области есть над чем. Это и малый бизнес, где из всех зарегистрированных предприятий «живых» - четвертая часть, и только 193 специализируются на производственной деятельности. И привлечение реальных инвесторов. И создание развитой современной инфраструктуры отдыха. И многое-многое другое, что обеспечит наполнение бюджета пусть не в текущем, так хотя бы в последующие годы. Потому что о бюджете, скажем, 2000-го нужно не только начинать думать сегодня, но и готовить базу для создания его доходной части.

А в этом году - что ж... Бюджет в области вроде и есть, но в то же время его как бы и нет. Виртуальный какой-то. Думаю, не ошибусь, утверждая, что таким же образом состряпаны бюджеты и других регионов. А потому придется нам, сограждане, и в этом году натягивать на себя все тот же Тришкин кафтан - то локоть вылезет, то швы трещат...