Все началось, как это часто бывает, с публикаций в прессе. Из «хорошо информированных источников» в министерстве финансов, которые, конечно же, остались неназванными, в газеты просочилась информация о том, что дефицит бюджета на 2002 год может превысить 60 млрд. польских злотых (около 14 млрд. долларов США), то есть вдвое превысит ожидаемый показатель этого года — 29,1 млрд. зл. Поскольку никаких официальных документов, которые подтвердили бы или опровергли эту информацию, не было, а в министерстве финансов не спешили комментировать газетные публикации, за дело взялись журналисты и независимые эксперты. Они тоже отчасти желали оставаться инкогнито. Так, в результате журналистских расследований, прогнозов экспертов и очередных утечек информации появилась следующая цифра: если правительство срочно не вмешается, дефицит может достичь даже 80—90 млрд. злотых (более 20 млрд. долл., или 10—11% валового национального продукта).
Наряду с такими публикациями участились тревожные комментарии экспертов в области экономики: если это правда, то публичным финансам грозит серьезный кризис, а польская экономика рухнет, будучи не в состоянии покрыть такой дефицит. Когда же под давлением журналистов министр финансов Ярослав Бауц частично подтвердил неутешительные прогнозы, волнение выплеснулось из сферы правительственно-экономической в общественно-политическую. Оценка вероятного дефицита будущего бюджета может вызвать шок как у политиков, так и у рядовых граждан.
Политическую окраску этому, можно смело сказать — скандалу, придает тот факт, что выполнять бюджет 2002 года придется, скорее всего, уже совершенно другой политической силе. Поэтому находящийся сейчас в оппозиции Союз левых демократов (СЛД) и, согласно опросам общественного мнения, имеющий все шансы победить на сентябрьских парламентских выборах и самостоятельно сформировать правительство, забеспокоился неспроста. Это напрямую связано с общественным аспектом проблемы, поскольку спасать будущий бюджет придется путем «затягивания поясов», в том числе и в социальной сфере. А какая же политическая сила пожелает взять на себя ответственность за ограничение расходов на социальную сферу за полтора месяца до выборов? Поэтому левые с готовностью обвиняют правительство правых вместе с премьером Ежи Бузеком в том, что они полностью несут ответственность за «кризис публичных финансов». Но есть ли на самом деле этот кризис, специалисты сказать не берутся, пока не принят бюджет, а следовательно, и не зафиксирован дефицит в окончательном варианте. Это пока только разговоры о том, что дефицит возможен, если ничего не предпринимать, и что именно следует сделать, чтобы он не слишком превышал уровень 2001 года.
Вот в этом вопросе как раз и не могут прийти к согласию левые с правыми. Министр Бауц утверждает, что в случае запуска «плана спасения бюджета» дефицит можно свести до уровня 34 млрд. зл. (8 млрд. долл.), то есть суммы, которую государство способно профинансировать. Левые же, протестуя против некоторых пунктов этого плана, связанного с ограничениями в социальной сфере, настаивают, чтобы дефицит был не ниже 50 млрд. зл. (12 млрд. долл.). Экономисты подчеркивают, что ввиду парламентских выборов, которые состоятся через несколько недель, вопрос о дефиците стал чересчур политизированным, и это мешает разобраться, существует ли угроза на самом деле.
Чтобы разобраться, необходимо найти причины неожиданного роста дефицита по сравнению с предыдущими годами, а далее определить возможности увеличения доходов и сокращения запланированных расходов. Именно этим сейчас и занимаются специалисты в правительстве, администрации президента и экономические советники лидера СЛД Лешека Миллера, — самого вероятного кандидата на пост будущего премьер-министра.
И пока экономисты вскрывают истинные причины обострения ситуации, специалисты от политического пиара спешат обвинить связанные с действующим правительством круги, отмежевываясь таким образом от ответственности. Левые партии, а также конкуренты из правого лагеря виновными за все хотят «назначить» Выборчу акцию «Солидарность» (ВАС), вместе с Унией свободы (УС) сформировавшую нынешнее правительство после победы на парламентских выборах в 1998 году (в прошлом году УС вышла из коалиции и отозвала своих представителей из правительства). Атакуют при удобном случае и новые партии — «Гражданскую платформу» и «Право и справедливость», лидерами которых являются выходцы из ВАС или УС. Основные обвинения — некомпетентность и политизированность хозяйственной сферы; проведение четырех слишком дорогих реформ (правительство ВАС—УС подготовило и начало реформирование образования, здравоохранения, пенсионное и административное) и создание финансовых «запасных аэродромов» для своих людей накануне сокрушительного поражения на выборах; снижение уровня роста валового национального продукта до 2% в год и рост безработицы в среднем до 17% по стране.
Если же попытаться отбросить политический аспект, то четко прослеживаются несколько основных причин. По данным министерства финансов, в последнее время Сейм принял 89 законопроектов (часть из них президент еще не подписал), которые обойдутся казне 10—15 млрд. зл. ежегодно. Еще 5 млрд. зл. должно получить из бюджета Учреждение социального обеспечения (аналог нашего Пенсионного фонда. — В.П.), еще 1,6 млрд. уйдет на выкуп ценных бумаг, продажа которых призвана «залатать дыру» в бюджете на этот год и т.д. В документе, который минфин передал на рассмотрение правительству вместе с расчетами будущего бюджета (газетные информации наконец-то получили официальное документальное подтверждение), говорится, что если ввести в действие все новые законопроекты и не поднять некоторые налоговые ставки, то доходы будущего бюджета составят более 139 млрд. зл. (около 35 млрд. долл.), а его расходы превысят эту сумму на 89 млрд. Столь пессимистический сценарий базируется еще и на прогнозах, что поступления от таможенной пошлины уменьшатся на 10% (около 0,3 млрд. зл.), акцизный сбор останется без изменений, а НДС вырастет на 2% (1 млрд. зл.). Министерство финансов Польши подготовило «план спасения», который позволит сократить дефицит бюджета до 34—36 млрд. зл., то есть до уровня 4,3—4,5% валового национального продукта. Однако ситуацию с секвестром расходов усложняет то, что более 60% бюджета — это так называемые защищенные статьи, в частности, обязательства государства, связанные с обслуживанием внутреннего и внешнего долга, а также по статьям уже принятых законов.
По информации «Газеты выборчей», план министерства финансов состоит из двух частей: как урезать расходы и как увеличить доходы. Программа сокращений — особо щекотливый момент для граждан и политиков, поскольку предусматривает, в частности, отклонение части законопроектов, что даст возможность сэкономить около 10 млрд. зл.; замораживание на два года индексации пенсий и зарплат в бюджетной сфере — 5 млрд.; ограничение некоторых привилегий и вознаграждений — 2,2 млрд.; изменение системы социальной защиты — 9,8 млрд.; сокращение текущих расходов и инвестиций — 7,5 млрд. и т. п.
Если часть ограничений коснется преимущественно бедных слоев населения (пенсионеров, бюджетников и живущих за счет социальных пособий), то планы лучшего наполнения доходной части скорее затронут людей зажиточных. Предлагаемое минфином введение двухлетнего налога на импорт (в 2002 году — 5%, а в 2003 — 2,5%) уже в 2002-м дало бы бюджету дополнительных 10,2 млрд. зл. Еще 4,4 млрд. обеспечило бы заблаговременное приведение ставок НДС в соответствие с требованиями Европейского союза. Ограничение контрабанды и усовершенствование процедур взимания налогов могло бы добавить еще 1,7 млрд.
В целом, министерство финансов хотело бы таким образом заработать около 22 млрд. зл., а сэкономить — около 40 млрд.
Если план реален, казалось бы, остается только его одобрить и реализовывать. И здесь снова вступает в игру фактор политический. И представители правительства, и оппозиция дружно апеллируют к президенту, чтобы тот не подписывал ряд законопроектов, которые могут перегрузить будущий бюджет. Однако СЛД при этом имеет в виду «семейный пакет» (налоговые льготы для бедных и многодетных семей), который проталкивали в Сейме парламентарии из ВАС и который обойдется государству в 1,5 млрд. зл. В свою очередь правые политики напоминают оппонентам из левого крыла о «протащенном» ими законопроекте, повысившем зарплату учителям почти на 2 млрд. зл. — естественно, за счет бюджета. Но самым драматичным является пункт о замораживании индексаций зарплат бюджетникам и пенсий в связи с инфляцией. Левые, которым придется реализовывать план по спасению бюджета, ни при каких условиях не хотят брать на себя такое обязательство, которое чревато потерей популярности еще накануне выборов (если общественности это станет известно, такой шаг для партии равнозначен политическому самоубийству).
Однако целый ряд пунктов из плана Ярослава Бауца раскритикован не только политическими оппонентами, но и независимыми экспертами, специалистами-экономистами. Один из крупнейших авторитетов в этой сфере, отец польских реформ Лешек Бальцерович, ныне исполняющий обязанности председателя Нацбанка Польши, считает удержание дефицита бюджета на уровне 34 млрд. (который Бауц считает удовлетворительным) совершенно бесполезным, учитывая дальнейшую перспективу для польской экономики. Критикует Бальцерович также идею введения налога на импорт, намекая, что правительство нашло бы достаточно средств и без дополнительных налогов. Другие эксперты также предостерегают: налог на импорт может возыметь и обратный эффект, то есть вместо запланированных 10 млрд. зл. может оттолкнуть часть иностранного бизнеса, которому станет невыгодно работать в Польше.
Уровень дефицита в глазах иностранных инвесторов опасен тогда, когда он угрожает стабильности экономики в целом. Посему главной задачей польского правительства является сегодня удержание дефицита бюджета на таком уровне, когда он не вызывает паники на рынке. По мнению Витольда Орловского, экономиста из Центра экономических исследований, в нормальных условиях этот показатель был бы на уровне 3—3,5% валового национального продукта (25—30 млрд. зл.), но при резком замедлении экономики, когда снижаются доходы от налогов и растут расходы, например, на помощь по безработице, «безопасным» можно считать даже дефицит на уровне 4,5—5%. Главное, чтобы такой период не слишком затянулся и был признан инвесторами в качестве «переходного».
Впрочем, сейчас никто не сможет предсказать, как поведут себя инвесторы. Хуже всего, если они признают уровень бюджетного дефицита угрожающим стабильности всей экономики. В таком случае логично воздержаться от покупки новых государственных облигаций и даже попытаться избавиться от тех, которыми уже владеют. Вследствие этого на рынке могли бы появиться дополнительные облигации госзайма на несколько миллиардов долларов, что, в свою очередь, приведет к внезапному обесцениванию злотого. С этим также связано, какую сумму удастся собрать в бюджет от приватизации. Создавая эти угрозы, польское правительство планирует, как стало известно газете «Жечпосполита», занять немного средств за рубежом, чтобы покрыть до 10% дефицита бюджета.
Итак, бюджетные баталии продолжаются, а их участники разделились на два лагеря: одни видят серьезную угрозу и кризис публичных финансов, другие же успокаивают, объясняя все трудностями переходного периода, необходимостью реформирования этой системы. Однако, по мнению западных аналитиков, важно не столько то, что сейчас делает министр финансов, а то, что решения будет принимать следующее правительство. Если оно сможет удержать фискальную дисциплину, то зарубежные инвесторы не отвернутся от Польши. Да, публичные финансы в Польше оказались, как говорится, на грани, однако большинство экспертов не склонны паниковать. При удобном случае они напоминают, что подобный кризис пережила несколько лет назад Венгрия, и высказывают предположения, что нечто подобное ожидает Чехию, которая «откладывает проблему вместо того, чтобы ее решить».
Очевидно одно: Польше нынче предстоит очередной серьезный экзамен на «зрелость». За его ходом пристально следят «экзаменаторы» из Европейского союза, который должен будет через несколько лет принять страну в свои ряды.