UA / RU
Поддержать ZN.ua

БЫЛИ БЫ ДЕНЬГИ, А ГОРЮЧЕЕ НАЙДЕТСЯ

Сегодня, в разгар уборочной, когда вся Украина стонет из-за нехватки топлива, Одесщина, имея под бо...

Автор: Нина Перстнёва

Сегодня, в разгар уборочной, когда вся Украина стонет из-за нехватки топлива, Одесщина, имея под боком нефтегавань, работающий нефтеперерабатывающий завод, паромную переправу, испытывает трудности не столько из-за отсутствия горюче-смазочных материалов, сколько из-за отсутствия средств на их приобретение. Поэтому в данный момент, а область вступила в завершающий этап уборки ранних зерновых, все силы брошены на мобилизацию денежных средств.

Пока Киев возился с разнарядкой азербайджанской нефти, Одесская область успела «оторвать» себе 17 цистерн с первым дизтопливом, пришедшим в Ильичевск. В срочном порядке на эти цели из областного бюджета за счет дотаций районам (с ними затем должны будут рассчитаться хозяйства) было выделено 1 млн. гривен. Поскольку азербайджанское топливо отпускается только при условии предоплаты, а с этим делом возникают проблемы у некоторых областей, то имеется возможность закупить еще. Благо Ильичевск, куда причаливают паромы, под самым боком. В надежде что-то получить и с третьего парома, хотя в разнарядке Одесщины нет, районы области быстренько наскребли денег на 1,5 тысячи тонн.

Одесский нефтеперерабатывающий завод, а его мощности работают сегодня на российской нефти без устали на все 60 процентов, тоже область без горючего не оставил. А точнее - фирма «Лукойл». Губернатор края с городским головой Одессы немало сделали, чтобы контрольный пакет акций НПЗ достался именно этой компании. Словом, для нужд сельского хозяйства области, по данным облгосадминистрации, с начала года было выделено 25,8 тысячи тонн дизельного топлива и 10,2 тысячи тонн бензина. На уборку урожая - 10,5 тысячи и 5 тысяч тонн соответственно. Расплачивались за хозяйства в основном коммерческие структуры.

Фирма «Синтез-ойл», которая распоряжается нефтепродуктами, выработанными на заводе на давальческих условиях, готова, по данным облгосадминистрации, выделить селу еще необходимое количество горюче-смазочных материалов. Конечно, если хозяйства будут готовы заплатить. Июльские ресурсы практически все уже проданы. Сейчас возле Одесского нефтеперерабатывающего завода огромные очереди. Водители стоят сутками. Для того чтобы проталкивать вперед сельские машины, там вынужден находиться представитель облгосадминистрации.

Кстати, очередь, по всей видимости, скоро появится и возле Одесской нефтебазы, где пока пустые емкости. В наличии есть только бензин, за которым стоят машины с херсонскими и николаевскими номерами. С субботы она начнет отпускать хозяйствам области дизельное топливо. Закуплено 4 тысячи тонн в коммерческих структурах. На следующей недели нефтебаза, как сообщил ее директор, готовится и к приему танкеров с нефтепродуктами.

На 21 июля в области остались неубранными свыше 25 процентов площадей. Для этого как минимум необходимо 8 тысяч тонн дизельного топлива и 4 тысячи тонн бензина. И если бы не проблемы с горючим, а точнее, с нехваткой денежных средств, то темпы были бы намного выше. Ведь в хозяйствах, где сумели загодя решить эти проблемы, жатва давно закончилась. Это там, по словам руководства области, где вовремя рассчитались с государством. Тем не менее, до 1 августа Одесщина планирует завершить уборку ранних зерновых. Пока что на 21 июля область намолотила 1 миллион 70 тысяч тонн хлеба. Урожайность озимой пшеницы составила в среднем 28,4 центнера с гектара.

Но уборка ранних зерновых по сравнению с теми объемами, что впереди, - это репетиция в битве за урожай, считают хозяйственники. Что ждет их дальше? Этим вопросом задаются сейчас все. Неясна картина прежде всего с ценами. Если вначале сбора урожая тонна дизельного топлива стоила 560 гривен, то теперь тысячу и выше. Одесская нефтебаза, к примеру, собирается отпускать его по 1100 - 1130 гривен за тонну. Первые партии азербайджанского топлива отпускались по тысяче за тонну. Но почем будут следующие, никто не знает. Называют цифру 1050 - 1100 гривен. Это, разумеется, без учета стоимости доставки непосредственно потребителю.