UA / RU
Поддержать ZN.ua

БОЛЬШИЕ ДОЛГИ МАЛЕНЬКОГО ЭКВАДОРА

В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был президент со своим парламентом. Очень хотелось этому президенту реформы вперед двигать и от МВФ со Всемирным банком кредиты получать...

Автор: Оксана Приходько

В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был президент со своим парламентом. Очень хотелось этому президенту реформы вперед двигать и от МВФ со Всемирным банком кредиты получать. Вот только сварливый парламент всячески ему, президенту, в этом праведном деле мешал и строительство светлого будущего на развалах местами еще более светлого прошлого постоянно блокировал. Хотя кредитов президент набрать все же успел. Правда, возвращать их вроде бы нечем. Но и дефолт объявлять никакого интереса тоже не было...

Какие бы ассоциации эта грустная история ни вызвала у читателей, но речь сейчас идет об Эквадоре, маленьком государстве в Латинской Америке. Настолько маленьком, что за весь год он выпускает продукции столько, сколько выпускают ее Соединенные Штаты за один-единственный день. Хотя в ближайшее время, судя по всему, будет Эквадор выпускать этой продукции и того меньше: только в этом году спад производства в стране грозит достичь как минимум 4 процентов.

Еще не так давно президент Эквадора Джамиль Мауад надеялся, что МВФ все же расщедрится на очередные 400 миллионов долларов, вслед за которыми можно было попробовать вытянуть еще порядка миллиарда «зеленых» из других финансовых учреждений. МВФ напрямую вроде бы и не отказал, но потребовал принятия конкретных мер по ужесточению контроля над банковской деятельностью. Вот тут и выяснилось, что разные эквадорцы, особенно облеченные властью, понимают этот контроль по-разному, и президенту пришлось накладывать вето на закон о регуляции банковской деятельности, предусматривающий ограничения на процентные ставки и повышение размеров гарантийного покрытия.

С мая депозиты в большинстве банков заморожены, а сами финансовые институты подвергаются бесчисленным нашествиям местных и международных аудиторов. Четырем крупнейшим банкам правительство все же решило выделить 148 миллионов долларов кредита, что даст им отсрочку в один год в наращивании своего уставного капитала. А еще трем менее крупным банкам, по всей видимости, придется слиться с государственным образованием. У остальных банков, например у некогда числившегося вторым по величине банком Эквадора Banco del Progreso, перспектив не осталось никаких.

Коллапс банковской системы может обойтись стране как минимум в 2 миллиарда долларов, что составляет 13 процентов ее ВВП. В бюджете денег на залатывание банковских прорех нет. МВФ и так требует сокращения бюджетного дефицита с 6,5 процента до 3,5. А сделать это, с учетом последствий катастрофических разрушений, вызванных бушевавшим в прошлом году Эль Ниньо, и сокращения доходов от торговли нефтью, не так-то просто. В частности, попытка президента пополнить правительственную казну за счет повышения цен на бензин полностью провалилась после 12-дневной забастовки водителей, которая практически парализовала всю страну.

Впрочем, деньги правительству Эквадора были необходимы даже не столько на внутренние нужды, сколько на обслуживание своей огромной внешней задолженности (сейчас она превышает 110 процентов ВВП). Только в следующем году стране предстоит выплатить не менее 700 миллионов долларов процентов по уже существующим долгам, как минимум на 200 миллионов долларов больше того максимума, который можно будет наскрести по сусекам. Положение усугубляется тем, что половина этой внешней задолженности числится в так называемых облигациях Брэди. Николас Брэди, американский министр финансов времен президентства Джорджа Буша, предложил в начале 1980-х выпустить такие облигации в качестве компенсации американским коммерческим банкам невозвратных долгов стоящей на грани дефолта Мексики после печально известного долгового кризиса. Облигации Брэди для Эквадора были выпущены в 1995 году, при этом была произведена реструктуризация долгов аж на 40 процентов, что несколько выше типичного для Латинской Америки списания 30 процентов. Поэтому очередные, сентябрьские переговоры с американскими кредиторами по поводу очередной реструктуризации только что реструктурированного долга навевали на всех участников процесса легкую грусть.

Президент Эквадора уже был вынужден объявить о 30-дневной задержке процентов в сумме 96 миллионов долларов. МВФ и американские кредиторы отнеслись бы к этому более спокойно и, возможно, не возражали бы против реструктуризации всей суммы задолженности в 13 миллиардов долларов, если бы не опасение, что таким образом будет создан весьма нежелательный прецедент. При мысли о том, что подобная ситуация может повториться в отношении Мексики, Бразилии и Аргентины, легкая грусть тут же перерастает в глухую тоску ядовитого зеленого цвета.

Американское правительство стремится любой ценой поддержать нынешнего президента Эквадора, и поэтому переговоры с американскими коммерческими банками обещают быть все же не такими безнадежными. Однако судьба 1 миллиарда долларов, который предоставил Эквадору парижский клуб, вызывает гораздо большую тревогу. Хотя парижские кредиторы склонны переложить львиную долю ответственности на МВФ, заявляя, что они тоже согласятся реструктурировать долги, если МВФ выразит удовлетворение конкретной программой стабилизации эквадорской экономики и планами по выведению страны из глубокого застоя.

Хосе Луис Даза, ведущий аналитик по развивающимся рынкам в J.P. Morgan Securities, считает, что решение, принятое в отношении долгов Эквадора, сможет стать «показательным выступлением» американского министерства нынешнего состава. Роберт Рубин, не так давно ушедший в отставку с поста министра финансов США, использовал бы весь свой недюжинный авторитет на обработку частных инвесторов с целью вынудить их «добровольно» произвести реструктуризацию долгов. Как будет на сей раз?