UA / RU
Поддержать ZN.ua

БЛАГОТВОРИТЕЛИ ПОНЕВОЛЕ

Эхо одесского конфликта, когда загнанный в угол предприниматель пошел на крайние меры и погиб, что...

Автор: Надежда Гоцуенко

Эхо одесского конфликта, когда загнанный в угол предприниматель пошел на крайние меры и погиб, что привело к трагической смерти нескольких работников налоговой службы («ЗН» №45 за 13 ноября с.г.), отдалось во всех концах страны. Нерешенных вопросов в сфере малого и среднего предпринимательства более чем достаточно. И даже невооруженным взглядом видно, что если не принимать радикальных мер, не утверждать законность во взаимоотношениях предпринимателя и контролирующих органов, то трагедии, подобные одесской, вполне могут повториться. Ведь даже тех немногочисленных фактов, которые становятся достоянием общественности, вполне достаточно, чтобы убедиться, что государственный и чиновничий рэкет не менее опасен, чем криминальный, а диалог предпринимателей с представителями контролирующих органов зачастую проходит с односторонним перевесом.

А начинается все, как водится, с получения разрешения на открытие новой предпринимательской структуры. Представительством Лицензионной палаты Украины в Николаевской области была проведена работа по изучению процедуры получения разрешений на размещение объектов общественного питания и бытового обслуживания в городе и области. Оказывается, для этого необходимы согласования: госпожнадзора, управления охраны окружающей среды и ядерной безопасности, госкомнадзорохрантруда, санэпидстанции, инспекции по энергосбережению, АО «Николаевгаз», ЗАО «Николаевводоканал», госавтоинспекции, управления архитектуры. Согласования электросети, предприятия связи, трамвайно-тролейбусного управления, радиотрансляционного центра регламентируются решением горсовета №184 «Об утверждении порядка размещения объектов общественного питания и бытового обслуживания».

Надо сказать, что все вышеперечисленные адреса вовсе не выдуманы местными властями, - они фигурируют в многочисленных законах, указах, постановлениях Кабинета министров, которыми регламентируется обязательность многочисленных согласований на предпринимательскую деятельность, однако, как правило, никогда не оговариваются конкретные размеры платы за различного рода разрешительные бумаги. А как раз это весьма любопытный момент. Дело в том, что при всех вышеперечисленных службах созданы хозрасчетные проектные, производственно-технические, экспертные и прочие организации, которые за согласование для открытия нового объекта взимают плату от 50 до 400 грн. (конкретная сумма варьируется в зависимости от ведомственных приказов и инструкций). Соответственно, полученные от предпринимателей средства с поразительным однообразием до бюджета не доходят, а упорно оседают именно в тех учреждениях, которые и выдают заветные справки. В целом же, по подсчетам специалистов представительства Лицензионной палаты Украины в Николаевской области, на получение разрешения со всеми согласованиями предприниматель должен потратить от трех месяцев до года(!) и заплатить в различных инстанциях 1000 грн. и более…

Неутешительный, прямо скажем, итог, наталкивающий на мысль о том, что нынешняя система выдачи разрешений на предпринимательскую деятельность явно противоречит указу Президента Украины от 3 февраля 1998 года №708/98 «Об устранении ограничений, сдерживающих развитие предпринимательской деятельности», согласно которому предусмотрено упрощение порядка создания, регистрации и ликвидации субъектов предпринимательской деятельности.

Ну какое уж, при таком раскладе, может быть «развитие предпринимательской деятельности», если после многомесячного «хождения по мукам» (по нужным инстанциям то есть) один из потенциальных предпринимателей в сердцах констатировал:

- Уж не то что дело разворачивать - жить не хочется…

Призрак бродил

по городу. Призрак проверок

Но вот все необходимые разрешения и согласования получены и, казалось бы, можно заниматься предпринимательской деятельностью. И вот тут-то предпринимателю надо проявить массу способностей, в ряду которых непосредственно коммерческие - отнюдь не главные. Ибо коммерческих талантов может просто не хватить, чтобы сдержать аппетиты тех, кто не прочь поживиться на малом и среднем бизнесе.

Председатель Николаевского областного совета профсоюза предпринимателей всех форм собственности Наталья Бердникова рассказала корреспонденту «ЗН», как совсем недавно по николаевским рынкам ходили двое «проверяющих», представлявшихся членами общества по защите прав потребителей. Эти люди, «вооружившись» нестандартной мензуркой (в которую, как выяснилось впоследствии, вмешалось 80 граммов жидкости вместо положенных при настоящих проверках 100 граммов), взялись за проверку продажи спиртных напитков на разлив. Естественно, что «хитрая» мензурка показывала разницу в 20 граммов. Самозванные проверяющие угрожали торговцам составлением актов, штрафами, прочими страстями, однако любезно соглашались не поднимать шума - и всего-то за каких-то пять гривен с каждого…

- Поживиться на малом бизнесе пытается великое множество контролеров, - говорит Наталья Бердникова, - как те, кто действительно имеет на это право, но злоупотребляет им, так и самозванные. Такие «контролеры», ссылаясь на необходимость проведения различного рода анализов для санэпидстанции или ветеринарной службы, берут от торгующих свою «мзду» - все, что им необходимо, причем в таких размерах, которые не «потянет» ни одна лаборатория. При этом порой лаборатории, где работают проверяющие, превращаются по сути в «крыши», скрывающие пункты личного снабжения. На рынках такими «проверяющими» набирается минимальная потребительская корзина, а потом эти люди, вероятно, с чувством выполненного долга сносят добытое на анализ… домой. Судя по всему, продукты оказываются вполне качественными, так как назавтра эти «проверяющие» оказываются не на больничной койке, а опять в торговых рядах, на «боевом посту».

Председатель Николаевского областного совета профсоюза предпринимателей продемонстрировала массу жалоб на необоснованные, внеплановые проверки. Мелкие и средние предприниматели, истерзанные такими проверками, ищут защиты не только в своем профсоюзе и ассоциации, но и в областном управлении защиты прав потребителей, в областном совете союза потребителей, у прокурора. Например, группа предпринимателей рынка «СК-Николаев» была вынуждена обратиться к прокурору Ленинского района г. Николаева по факту систематических незаконных проверок различными комиссиями. Вот лишь небольшая цитата из заявления: «…Представиться категорически отказался… Проверка проводилась выборочно, без предъявления на то соответствующих направлений и разрешений, которые неоднократно требовались для предъявления у «комиссии».

Самое печальное то, что затюканный частыми проверками предприниматель, уже не очень-то распознавая истинных и мнимых контролеров, понимает только одно: он - благотворитель поневоле, он должен платить всем - и настоящим, и «липовым»…

- У предпринимателей часто спрашивают: а зачем вы платили? Надо, мол, знать свои права, - говорит Наталья Бердникова. - Но, к сожалению, сегодня тот же реализатор или даже мелкий торговец, для того чтобы выжить, работает по 18-20 часов в сутки. А после такой «вахты» уже нет ни сил, ни желания что-то проверять. Может, легче избавиться от лжеборцов за права потребителей?

Впрочем, даже если повывести всех лжеконтролеров, да еще прибавить к ним тех, кто злоупотребляет своими контролирующими функциями, то и это не спасет предпринимателя. Потому что за мздой, причем вполне легально, все равно придут - те, кто имеет на это право. В этом плане предприниматели жалуются на очень многие структуры.

Почему-то сравнительно мало - на налоговую инспекцию (может быть, потому, что там, как правило, находят вполне законный повод для штрафа) и в большей степени - на других, более ненасытных «контролеров».

- Предпринимателю, в общем-то, все равно, кому платить, - говорит председатель Николаевской областной ассоциации предпринимателей Иван Колесников. - Главное, что волнует, чтобы суммарные платежи не превышали определенного процента от дохода. Так как большая часть предпринимателей сейчас сосредоточена на рынках, то и начинать надо с проблем рыночников.

Основными проблемами торговли Иван Колесников считает завышенную (как минимум на 30-50%) плату за торговое место на рынках, незаконную торговлю как внутри рынков, так и на прилегающей территории, отсутствие механизма защиты предпринимателей от неправовых действий администрации рынков, контролеров. По подсчетам председателя Николаевской областной ассоциации предпринимателей, на фиксированный налог перешли менее 20% торговцев, что привело к недополучению порядка 800 тысяч гривен, которые потенциально можно было бы получать ежемесячно; сокращается число предпринимателей-торговцев при одновременном увеличении незаконной торговли.

- Таким образом, - констатирует Иван Колесников, - при постоянном увеличении количества торговых мест на рынках и числа торгующих, точной численности которых мы не знаем до сих пор (но, по оценкам, больше 15 тысяч), вместо ежедневных 10500 гривен (при 70-процентной загрузке) или 3780 тысяч в год имеем 3 тыс. грн. ежедневно и 1192 тыс. грн. в год, т. е. в 2,5 раза меньше. Без решения старых проблем (процветание незаконной торговли, завышенная арендная плата, постоянные проверки и т. д.) предпринимательские ряды будут продолжать сокращаться.

Оптимизм вызывает, пожалуй, лишь то, что в Николаеве менее чем за месяц были проведены две встречи предпринимателей с представителями всевозможных контролирующих органов, и такие диалоги решено проводить ежемесячно. Председатель Николаевского областного совета профсоюза предпринимателей всех форм собственности Н.Бердникова, председатель Николаевской областной ассоциации предпринимателей И.Колесников, проанализировав обращения рядовых коммерсантов, касающиеся нарушений контролирующими органами установленного порядка проверок объектов предпринимательства, говорили о многих болевых точках. Это случаи превышения своих прав общественной организацией - обществом по защите прав потребителей своих прав, случаи возврата некачественных товаров промышленного производства без соответствующей экспертизы да еще после длительного срока использования, принудительное привлечение предпринимателей к финансовму участию в благотворительном фонде «Содействие пожарной охране». И.Колесников приводил примеры того, как областное управление пожарной охраны требует от арендаторов объектов проводить повторную их экспертизу уже после проведения таковой и в случаях, когда профиль использования этих объектов не изменяется. Нельзя назвать нормальной, по мнению Н.Бердниковой, и ситуацию с аттестацией в городах и районах области объектов общественного питания: если в документах обнаруживалось несоответствие, приезжать из глубинки предпринимателям доводилось неоднократно.

Естественно, такие встречи не были игрой в одни ворота, и представителям властных структур, контролирующих органов тоже было что сказать. Например, заместитель начальника управления государственной пожарной охраны области А.Иноземцев очень убедительно объяснил, что страхование объектов от пожара проводится согласно требованиям закона Украины «О пожарной безопасности», а экспертиза объектов, на которую жалуются предприниматели, - на основании приказа МВД Украины №580.

Что ж, охотно верится, что практически под любую жалобу предпринимателей можно подыскать соответствующий закон, приказ или распоряжение, - благо, этого у нас хватает. При желании можно и просто довести предпринимателя до такого состояния, когда он «добровольно» станет благотворителем кого и чего угодно, пополняя любые фонды, - лишь бы отстали. А знаете, о чем мечтает подавляющее число представителей малого бизнеса? Чтобы проверяющие научились понимать, что, придя с проверкой на какой-то объект, ее целью должен быть не безбожный штраф, а стремление научить правильно работать, чтобы избегать штрафов, дать возможность устранить недостатки, установив сроки, необходимые для этого, и только в случае невыполнения требований штрафовать. И без «добровольной» благотворительности, которая тоже порядком мешает жить. Неужели все это - утопия?