UA / RU
Поддержать ZN.ua

БИЗНЕС ОБОЗРЕНИЕ

«Американские горки» глобальной экономики Экономическая цикличность, которую два года назад оптимисты от экономики уже успели похоронить, в прошлом году взяла убедительный реванш...

Автор: Оксана Приходько

«Американские горки»
глобальной экономики

Экономическая цикличность, которую два года назад оптимисты от экономики уже успели похоронить, в прошлом году взяла убедительный реванш. Правы оказались скептики, утверждавшие, что даже после небывало долгого процветания все равно наступает рецессия. Однако в нынешнем году та же самая цикличность служит основным источником и составляющей частью экономического оптимизма. Ведь, если она жива, значит, нам надо готовиться к новому взлету, и даже самые страшные теракты, лопание фондовых «мыльных пузырей» и прочие рукотворные катаклизмы не смогут этому воспрепятствовать.

Правда, взлет может произойти в достаточно отдаленном будущем. В распоряжении аналитиков оказалось достаточно веских доводов, позволяющих им обосновать высокую вероятность того, что подъем мировой экономики начнется уже в нынешнем, 2002 году.

Прежде всего американские финансисты, по всей видимости, полностью освоили виртуозную технику игры на шкале процентных ставок. И их снижение, которое было предпринято в прошлом году одиннадцать раз, похоже, уже возымело действие. Европейский центробанк, изначально обладавший гораздо меньшей свободой маневра, следовал примеру своих американских коллег с несколько меньшим успехом. Важную роль призван сыграть и государственный пакет стимулирования американской экономики, детали которого все еще обсуждают в Вашингтоне. И снова Западная Европа демонстрирует очевидное желание следовать тем же курсом, но с гораздо меньшим размахом. Впрочем, приближение выборов во Франции и в Германии может сильно повлиять на данную ситуацию.

Весьма благоприятным фактором для скорейшего оздоровления является и цена на нефть, которой удалось не только не взлететь в заоблачные выси, но и приблизиться к нижней границе коридора, установленного странами–членами ОРЕС. Обнадеживает также и быстрота, с которой мировые финансовые рынки оправились после шока, вызванного сентябрьскими терактами, а также реакция бизнесменов и потребителей на стремительность разгрома афганских талибов. Все говорит о росте деловой и потребительской уверенности как в Америке, так и во всем мире. «Урок, который мы усвоили, — делится своими соображениями лондонский экономист Холгер Шмидинг, — заключается в том, что 11 сентября, ставшее ужасной человеческой катастрофой, все же не смогло надолго расстроить экономику».

И все же нельзя игнорировать определенные симптомы того, что оздоровление мировой экономики может оказаться более тяжелым и более медленным, чем хотелось бы. Основным источником подобного пессимизма служит та долговая яма, в которой оказались технологические и особенно телекоммуникационные компании. Там же в большинстве своем пребывают и рядовые американские потребители, привыкшие за годы процветания тратить больше, чем получать. Тем более что сейчас их призывают ни в коем случае не отказываться от этой привычки, стимулируя таким образом развитие национальной экономики.

Правда, несмотря на все призывы проявить «потребительский патриотизм», покупательская активность, наравне с объемами инвестиций, снижается как в Америке, так и в Западной Европе и Японии, соответствуя темпам роста безработицы. Специалисты уже говорят не просто об избытке рабочей силы, а об избытке мощностей, в частности, заводов по производству электроники в Южной Корее и автомобильных производств в Америке. «У нас получился настоящий инвестиционный «мыльный пузырь», — говорит Уильям Ставропулос, председатель Dow Chemical Co. — Его размеры даже трудно себе представить».

А это означает, что надежды на быстрый рост спроса, который обычно знаменует собой начало выхода экономики из состояния рецессии, в ближайшее время не предвидится. В развитых странах, и особенно в Америке, не так уж много компаний, ограниченных в средствах, но срочно нуждающихся в новом оборудовании. Равно как и домохозяек, имеющих серьезные причины поменять свою старую, но работающую посудомоечную машину на новую... перевешивает целесообразность пользоваться вполне еще пригодной.

Впрочем, если сравнивать нынешнюю американскую рецессию с предыдущей, длившейся с июля 1990 года по февраль 1991-го, и особенно с самой затяжной 16-месячной 1973—1975 годов, то можно найти и достаточно обнадеживающие отличия. Рядовые американцы хоть и ощущают последствия психологического шока, пережитого ими 11 сентября прошлого года, но все же гораздо более оптимистичны в отношении будущего своей страны, чем в 1970-х и 1980-х. Большинство из них не подвергают сомнению преимущества американской экономической системы, и не завидуют японцам или европейцам, как это бывало в прошлые периоды рецессии. И это свидетельствует о готовности перетерпеть временные трудности, хотя многие граждане США давно забыли или вовсе не знают, как это делается.

Японский сад экономических камней

Безрадостная судьба второй по величине экономики мира вовсе не стала сенсацией последних дней, хотя еще десятилетие назад те же американцы в числе своих самых наихудших опасений называли вероятность того, что стремительно развивающаяся высокотехнологичная Япония оставит их всех без работы. Теперь же в американской прессе Японию все чаще называют «азиатской Италией», подчеркивая слабость ее политического руководства, эфемерность контроля над государственными средствами и непролазную трясину корпоративных долгов. Надежды на то, что очухавшаяся японская экономика сможет вытянуть из затяжной рецессии и себя саму, и своих азиатских товарок, нет ни у кого. Есть только официальные прогнозы МВФ и японского правительства, обещающие на этот год сокращение японского ВВП на 1,3 процента, в результате чего прирост мирового ВВП не превысит 2,4 процента.

Налоговые поступления в Японии в этом году ожидаются как минимум на 16 процентов ниже уровня 1990 года, а государственные расходы — на 29 процентов выше. Внутренний долг, достигающий 130 процентов объема японского ВВП, является наивысшим среди развитых стран. Впрочем, то ли еще будет. Международное рейтинговое агентство Fitch IBCA предсказало, что к концу нынешнего года размер долга достигнет 150 процентов ВВП, а к 2007-му — и всех 200. Реформаторские потуги нынешнего премьер-министра пока что не возымели никакого конкретного результата, но вызвали чувство глубокого морального удовлетворения у 80 процентов японских избирателей. В число удовлетворенных, по всей видимости, все же не вошли 5,4 процента безработных — самый высокий показатель в Японии со времен Второй мировой войны.

С точки же зрения сторонних наблюдателей, в роли которых в очередной раз выступили аналитики агентства Goldman Sachs, а именно главный стратег Джим О’Нил, японская экономика представляет собой очень тяжелый случай. Безнадежные корпоративные долги на сумму 2 триллиона американских долларов весьма хитроумным образом курсируют потайными закоулками таинственной системы, которую в Японии почему-то называют банковской, от одного конгломерата к другому, связанному с первым как родственными, так и деловыми узами. При этом ни один банкир со времен скандального 1997 года за подобные махинации перед судом не предстал. А если кто-то из них и потерял работу, то, видимо, лишь из-за нерасторопности. Так что некоторые консалтинговые фирмы предпочитают прислушиваться не к прогнозам японского правительства и МВФ, а к пророчеству Юкио Хатоямы, лидера японской оппозиции, обещающего к марту нынешнего года полный коллапс японской экономики.

по материалам International Herald Tribune