UA / RU
Поддержать ZN.ua

БИЗНЕС-ОБОЗРЕНИЕ

Турция: кризис, свалившийся с неба По меткому выражению одного турецкого банкира, нынешний кризис словно упал с неба...

Авторы: Евгений Сташевский, Максим Череда

Турция: кризис,
свалившийся с неба

По меткому выражению одного турецкого банкира, нынешний кризис словно упал с неба. Иными словами, макроэкономические показатели Турции, в отличие, скажем, от российских в предкризисные месяцы, не предвещали ничего подобного.

Программа борьбы с инфляцией в условиях бурного экономического роста, которой придерживалось правительство Эджевита, начала приносить свои плоды. И если инфляция по-прежнему была чудовищно высокой, по сравнению с показателями развитых стран, то темпы роста были впечатляющими.

И, что не менее важно, доля теневой экономики постоянно уменьшалась. Кредиты МВФ, рост покупательной способности внутреннего рынка, рост экспорта, относительная политическая стабильность — все это позволяло надеяться, что последний, восемнадцатый по счету, кредит stand-by МВФ будет действительно последним на пути к низкой инфляции.

Кризис последовал за пикировкой между премьером Эджевитом и президентом страны Ахметом Сезером, которого, как считают многие, поддерживают исламские элементы в Турции. После того как противоречия между президентом и премьером вышли на поверхность, иностранные инвесторы стали опасаться, что турецкое правительство, самое стабильное за многие годы, вот-вот развалится.

Не выдержав напряжения, которое создала для банковской системы страны финансовая и политическая неопределенность, правительство вынуждено было прекратить валютные интервенции, на которые только за один предкризисный день ушло 3 миллиарда долларов. Было объявлено о введении плавающего курса. И в первые же два дня курс национальной валюты упал на 40%. Турецкий валютный рынок стало лихорадить, банки бросились судорожно искать пути вывода активов за границу, а правительству осталось лишь отбиваться от требований уйти в отставку и искать иностранной поддержки.

Пока кризис продолжается, можно уже попробовать оценить его последствия. Плавающий курс лиры в условиях высоких процентных ставок (600% в минувшую пятницу против 60% до начала кризиса) серьезно осложнит жизнь банкам. Не исключено, что последствия для части из них будут фатальными.

Правда, некоторые банки, как стало известно на этой неделе, получат помощь центробанка страны. Его золотовалютные ресурсы позволят спасти многих. Как предполагается, если политический кризис удастся погасить, а банки будут проводить согласованную политику, то общее падение лиры составит не более 25%.

Сегодня аналитики говорят, что ущерб, нанесенный кризисом и падением лиры, будет выражаться в росте цен, замедлении экономического роста и увеличившемся долговом бремени. Внешний долг Турции, который нужно выплачивать в твердой валюте, сейчас составляет 107 миллиардов долларов.

Плохо придется и иностранным компаниям, пробивающимся на турецкий рынок. Они и без того находятся под постоянным давлением со стороны дилеров, которые требуют скидок и снижения цен, ссылаясь на официальные показатели низкой покупательной способности населения.

Впрочем, учитывая то, что до 40% ВВП страны составляет теневая экономика, доверять официальным показателям надо с осторожностью. Как бы то ни было, но теперь иностранцам придется либо уходить, либо полагаться на местных производителей.

Сокращение убытков «Евротуннеля»

Подозрения инвесторов, что уникальный туннель, соединивший Францию и Великобританию, способен превратиться в финансовую «черную дыру», больше не спешат оправдываться. Так, если в 1999 году текущие убытки компании составили 193,6 миллиона евро, то в прошлом они сократились до 173 миллионов (158, 4 миллиона долларов).

Франко-британская компания несколько улучшила свое финансовое положение в первую очередь за счет повышения тарифов на перевозку грузов и стоимости обслуживания частных легковых автомобилей. Это повышение тарифов будет продолжаться и в дальнейшем, однако темпы его в ближайшие 18 месяцев существенно снизятся. Сейчас на долю «Евротуннеля» приходится 48 процентов всех грузовых перевозок через Ла-Манш и больше половины всего движения пассажиров на легковушках. Объем грузовых перевозок в ближайшее время предполагается существенно нарастить. Для этого к уже имеющимся в собственности компании 12 грузовым поездам прибавятся новые, так что с 2003 года перевозить грузы будут уже 16 поездов.