UA / RU
Поддержать ZN.ua

Бизнес-обозрение

Десять лет назад это было одно государство. Сейчас на месте бывшей единой Югославии прорисованы границы уже пяти самостоятельных единиц: Словении, Хорватии, Боснии-Герцеговины, Македонии и собственно Югославии...

Автор: Евгений Сташевский

Десять лет назад это было одно государство. Сейчас на месте бывшей единой Югославии прорисованы границы уже пяти самостоятельных единиц: Словении, Хорватии, Боснии-Герцеговины, Македонии и собственно Югославии. Перекраивание политической карты мира - всегда процесс чрезвычайно болезненный, однако усугубление экономических различий делает подобный разрыв еще более наглядным.

Первой «оторвалась» Словения. Всего лишь несколько дней вооруженных конфликтов в 1991 году - и республика выборола свое право на самостоятельное политическое и экономическое выживание. Крепкие историко-экономические связи с соседними Италией и Австрией с первых дней самостоятельного существования молодой республики придали оттенок реализма мечтам о вступлении в НАТО и ЕС. Покупательная способность словенцев сейчас составляет две трети от средней по Западной Европе, а по уровню годового дохода на душу населения эта страна уже практически догнала Грецию. Этническая однородность также способствует достаточно цивилизованному решению всех социальных и политических проблем, и западные аналитики были бы очень рады, если бы остальные бывшие югославские республики равнялись на Словению.

Следующей в очереди на отделение оказалась Хорватия. Она пережила вооруженное противостояние 1991-1992 годов и последовавшие за ним этнические чистки 1995 года. Да и сейчас еще обстановку в стране полностью благополучной назвать трудно. Режим правления, установившийся здесь, западные аналитики окрестили едким словом «демократура», что подразумевает установление политической диктатуры на основе свободных, но далеко не всегда справедливых выборов. Экономические свершения также однозначному определению не поддаются из-за чрезмерной поляризации общества. Коррупция и олигархия, по мнению ряда западных экспертов, развиваются здесь гораздо более быстрыми темпами, чем национальная экономика.

Еще более высокую цену за независимость пришлось заплатить Боснии-Герцеговине. Трехлетняя война, завершившаяся введением миротворческих сил ООН, привела к созданию республики, не добившейся окончательной политической и экономической независимости. Введение своей собственной валюты помогло уйти от галопирующей инфляции югославского динара. Однако тот факт, что 70 процентов торгового оборота Боснии приходится на союзную Республику Югославию, экономической и политической стабильности явно не способствует.

Македония, самая бедная из бывших югославских республик, получила независимость в 1992 году без особых кровопролитий. Зато теперь ей предстоят напряженные бои с нищетой, усугубленной тысячами косовских беженцев.

Compaq затягивает пояс

Сообщив о понесенных за второй квартал нынешнего года убытках в размере 184 миллионов долларов, компания Compaq Computer Corp. сообщила о предстоящем крупномасштабном сокращении. В ближайшее время планируется сократить 8 тыс. рабочих мест, что составляет 12 процентов от суммарного показателя. Кроме того, за третий квартал компании предстоит выплатить от 700 до 900 миллионов долларов по своим обязательствам, что потребует еще более жесткой экономии.

Тем не менее представители Compaq считают нынешнее положение удовлетворительным, сравнивая убытки с прошлогодними, которые за тот же период составили 3,63 миллиарда долларов. В значительной степени эти показатели объясняются приобретением компанией Digital Equipment Corp., которое достаточно дорого обошлось Compaq. Если не учитывать расходы на эту дорогостоящую покупку, то прибыль компании составила 32 миллиона долларов, а объемы продаж возросли на 17 процентов и достигли 9,4 миллиарда долларов.

Однако на фондовом рынке дела компании идут совсем не так хорошо, как хотелось бы. Цена на акции за прошлый год упала практически вдвое, что было вызвано жесткой конкуренцией со стороны Dell Computer Corp. Последняя продемонстрировала более эффективный метод прямой работы с покупателем, и теперь вновь назначенному руководству Compaq предстоит срочно наверстывать упущенное.

Приманка для инвесторов

«Как вы шхуну назовете, так она и поплывет». Современные наследники капитана Врунгеля адаптировали эту жизненную мудрость к реалиям века фондовой активности, считая, что коммерческий успех акционерного предприятия во многом зависит от его названия. China com. Corp. содержит сразу два кодовых слова, выражающих самые культовые инвестиционные концепции нынешнего десятилетия - Китай и Интернет. Именно поэтому гонконгская компания, приступающая к реализации своих акций на бирже NASDAQ, собирается за первые две недели получить не менее 56 миллионов долларов.

Вице-президент компании считает, что это предложение станет самым заманчивым инвестиционным проектом во всей Азии. Количество пользователей Интернетом возрастет в Китае с нынешних 2,4 миллиона до 16,1 уже в 2003 году, с постоянным годовым приростом в 46 процентов. Именно эти захватывающие перспективы заставили представителей America Online Inc. еще в июне приобрести 10 процентов акций компании за 25 миллионов долларов. И все это несмотря на то, что China com., как и большинство провайдеров, не в состоянии зарабатывать «живые» деньги. Убытки компании в прошлом году составили 11 миллионов долларов, и, по оценкам специалистов, она вряд ли станет прибыльной до конца 2001 года.

Количество фирм, пожелавших стать коммерческими партнерами китайской компании, превосходит все ожидания. Но еще большее впечатление производит поименное перечисление наиболее крупных партнеров: Netscape Communications Corp., Bay Networks Inc., Sun Microsystems Inc., PointCast Inc. Даже официальному китайскому информационному агентству «Синьхуа» принадлежит 13,6 процента акций.