UA / RU
Поддержать ZN.ua

Бизнес-обозрение

Эксперты, занятые в проектах МВФ, пытаются отыскать, как снизить издержки, связанные со списанием долгов бедных стран...

Автор: Евгений Сташевский

Эксперты, занятые в проектах МВФ, пытаются отыскать, как снизить издержки, связанные со списанием долгов бедных стран. Причем найти такой способ, чтобы не пришлось выбрасывать на рынок значительную часть своих внушительных золотых запасов. Удивление вызывает следующее. Билл Клинтон, под звон фанфар и одобрительный речитатив остальных членов «большой семерки», провозгласил о намерении скостить долги Мозамбику, Вьетнаму и Никарагуа, как выяснилось, не затруднив себя и своих советников предварительными расчетами. Считать начали потом. Вернее, недосчитываться. Дальнейшим сюрпризом стало размещение информации о предполагаемых способах выхода из образовавшегося тупика на официальном веб-сайте голландского министерства финансов. Неожиданным было не только место размещения информации, но и то, что в истории МВФ этот случай стал чуть ли не единственным, когда какой-либо план был обнародован до его официального обсуждения. Тем не менее о намерении продать 10 процентов из 103 миллионов унций золота, лежащего в закромах МВФ, стало известно заранее. Поэтому африканские страны, весомым источником дохода которых является выручка от продажи золота, занервничали в ожидании того, что цены на этот металл и так беспросветно низкие, упадут еще больше. И тогда родился великий и могучий новый план. Экономисты решили сыграть на том, что стоимость золотого запаса МВФ определена с учетом доисторической цены в 46 долларов за унцию. А даже сейчас унция на рынке идет не меньше чем за 255 долларов. И если пересчитать стоимость золотого запаса хотя бы по 209 долларов за унцию, то сумма получается гораздо более значительная. Может, никого особенно это и не накормит, зато на душе теплее станет…

Новые передовики

в соревновании за высокую производительность труда

Еще не так давно самыми выдающимися трудоголиками считались японцы. Однако сейчас акцент явственно смещается в сторону Соединенных Штатов. Только в этой стране количество рабочих часов в пересчете на единицу рабочей силы демонстрирует стойкую тенденцию к росту. Так, например, в 1980 году среднестатистический американский рабочий вкалывал по 1883 часа. Но уже в 1997 году на своем рабочем месте он провел не менее 1966 часов, и это, как выяснилось, как минимум на две рабочие недели больше, чем проработал за тот же год усредненный японец, хотя именно в Японии сохраняется самая большая продолжительность рабочего дня. Более того, Америка оторвалась далеко вперед и по производительности труда. В частности, по сумме добавленного национального богатства в пересчете на каждого работника Штаты на 10 тысяч долларов обогнали оказавшуюся на втором месте Японию. Зато по темпам роста производительности труда безусловным лидером оказалась Ирландия, которая за прошлый год прибавила 82 пункта по шкале Международной организации труда. При этом количество рабочих часов за последние 16 лет сократилось с 1728 до 1656. Характерно, что темпы роста производительности труда достаточно высоки по всей Западной Европе. Так, например, в Финляндии они составили 54 пункта по той же шкале, в Швеции - 39, Испании - 38, Дании - 34, Бельгии и Великобритании - 33, Германии - 31 и Франции - 30. При этом продолжительность рабочей недели там устойчиво снижается. Хуан Сомавиа, генеральный директор Международной организации труда, считает это весьма обнадеживающим признаком.

Налог как музейный экспонат

Работу налогового инспектора принято считать нервной, скучной, малоприятной. Ну, может, в отдельных случаях - особо прибыльной. И уж точно ничего не имеющей общего с миром прекрасного. Правда, так утверждать могут только те, кто не знаком с практикой взимания налогов с деятелей искусства в Мексике. Здесь при министерстве финансов создано специальное ведомство, которое ведает вопросами культуры и национального наследия. По его инициативе 824 мексиканских деятеля искусства выплачивают налоги непосредственно произведениями своего искусства. Сказать, что теперь налоговых инспекторов в Мексике сразу же все полюбили, было бы не совсем корректно. Однако гордое звание патрона по вопросам культуры ему все же присвоили.

То, что первопроходцем полезного начинания в мире стала именно Мексика, случайностью не является: именно здесь уклонение от уплаты налогов стало одним из самых распространенных явлений; параллельно происходит отмирание традиций меценатства или просто передача произведений искусства в дар национальным музеям. «Налогово-культурная» программа начала осуществляться в стране еще в 1957 году, и только благодаря ей государство оказалось обладателем крупнейшей в стране музейной коллекции, насчитывающей более 3 тыс. экспонатов. При этом качество собранных там образцов необычайно высоко, так как критерии отбора работ достаточно жесткие. В частности, только в этом году кураторами-искусствоведами было отклонено 75 процентов всех предложенных работ.

Попасть в список деятелей искусства, которым разрешается производить расчеты с государством «натурой», в Мексике считается очень престижным делом. А отбор произведения в качестве налога равносильно всенародному признанию.

Детский мир инвестиций

Тот факт, что дети оказались куда более удачливыми инвесторами, чем большинство их родителей, в Америке уже считается общепризнанным. Теперь серьезные дяди в солидных консалтинговых фирмах всерьез изучают детскую логику, которая позволяет подрастающему поколению делать удачный выбор. Как оказалось, логика эта проста и общедоступна. Дети предпочитают вкладывать деньги в акции тех фирм, товарами и услугами которых они пользуются сами. Самыми популярными с этой точки зрения оказались следующие компании: America Online Inc., Cadbury Schweppes PLC, Coca-Cola Co., Colgate-Palmolive Co., Gap Inc., Johnson&Johnson, Mattel Inc., Nestle SA, News Corp., Nintendo Co., Nokia Oy, Sony Corp. Примечательно, что если раньше к несовершеннолетним инвесторам относились достаточно доброжелательно, но в общем более чем снисходительно, то теперь отношение сменилось на более чем уважительное. «Учиться никогда не поздно!», - провозгласило старшее поколение американцев, радуясь про себя тому факту, что в списке компаний, акции которых пользуются наибольшим спросом среди детей, пока еще нет компании, производящей памперсы.