UA / RU
Поддержать ZN.ua

Бизнес-обозрение

Западным гуру от экономики, похоже, уже надоело наставлять на путь истинный российскую экономику, которая так долго балансирует над пропастью, что другого состоянии для себя, похоже, уже не представляет...

Автор: Евгений Сташевский

Западным гуру от экономики, похоже, уже надоело наставлять на путь истинный российскую экономику, которая так долго балансирует над пропастью, что другого состоянии для себя, похоже, уже не представляет. И даже, судя по всему, научилась получать в этом состояния особый кайф. Правда, дотошные западные экономисты теперь принялись наперебой объяснять друг другу, почему же их рецепты так и не сработали. Одни обвиняют историю, другие - географию, третьи - психологию. И только проницательность гарвардского экономиста Джеффри Сакса позволила ему узреть корень всей проблемы. Ученый оставил в стороне все высоконаучные теории и на пальцах объяснил собравшимся в Праге на международной конференции «Форум-2000» экономистам, что Россия в действительности никогда и не следовала советам западных специалистов. Она потихоньку осуществляет так называемые псевдореформы, а Запад также не спеша оказывает ей псевдопомощь. Совсем как в добром старом анекдоте: «Они делают вид, что платят, а мы делаем вид, что работаем».

Об Америке говорят, что всю ее систему разработала кучка гениев для того, чтобы ею (системой) могли управлять даже идиоты. Россия же сейчас нуждается в критической массе гениев, которой удастся взорвать изнутри ту систему, которая продолжает работать в ней даже без всякого управления. Выполнив все предписания западных целителей больных экономик (проведя приватизацию, выпустив из-под государственного контроля цены и формально введя у себя конкурентную борьбу), Россия так и не приблизилась к свободному рынку. Реформировав свою макроэкономику, россияне оставили нетронутой микроэкономику. Ведь конкурентная борьба разворачивается не за клиента, а за благосклонность чиновников, раздающих субсидии, налоговые льготы и дармовую энергию.

Бразильский кофе:

лучше меньше, да лучше

На долю Бразилии приходится треть всех выращиваемых на планете кофейных зерен, что составляет около 600 тыс. тонн. Роль гегемона в мире производителей кофе сохраняется за ней еще с начала нынешнего столетия, когда в этом благородном деле практически не было конкурентов, а сейчас их насчитывается уже около 60. Однако Бразилия, войдя во вкус лидерства, все больше наращивала обороты, ни мало не заботясь при этом о повышении качества своей продукции. В результате бразильский кофе с удовольствием покупают компании, выпускающие растворимый напиток, качество которого вовсе не требует ни крепкого аромата, ни отличных вкусовых качеств кофейных зерен - на то существует всесильная химия. А вот настоящие любители натурального кофе бразильским продуктом откровенно брезгуют, предпочитая ему скромную по объемам, но отличную по качеству продукцию колумбийских фермеров.

Подобная переоценка ценностей произошла уже несколько лет назад, но бразильские производители кофе не поспешили реагировать на дифференциацию запросов международного рынка. И все потому, что невиданными темпами растет спрос на кофе внутри страны. Уровень потребления этого напитка обычно бывает высоким в странах с высоким уровнем дохода, поэтому за первенство в потреблении кофе еще в прошлом десятилетии постоянно боролись Соединенные Штаты, Германия и Франция. Однако уже с прошлого года в тройке лидеров уверенно прописалась и Бразилия, которая и в потреблении кофе предпочитает брать не качеством, а количеством. Умеренные цены на продукцию весьма посредственного качества вполне удовлетворяли запросы как производителей, так и потребителей. Но лишь до тех пор, пока в этом году Бразилию не угораздило собрать самый крупный за последние 11 лет урожай кофе.

Бразильская ассоциация производителей кофе, обеспокоенная запредельным падением цен на кофе, пытается принять меры по ограничению объемов производства кофейных зерен, и делает особый акцент на повышении качества продукции. Однако обе эти цели кажутся недостижимыми. С одной стороны, высококачественный колумбийский кофе выращивают в мелких высокогорных хозяйствах, с преобладающей долей ручного труда. В Бразилии же кофе выращивается на огромных плантациях, где практически все операции механизированы. С другой стороны, бразильской экономике и в следующем году не грозит даже минимальный рост, и единственной надеждой в стране остается именно кофейная промышленность, где занято 3% трудоспособного населения. Так что кардинальных перемен в кофейной промышленности страны эксперты в ближайшее время не ожидают.

Всеобщая бартеризация… Интернета

Вообще-то Всемирная паутина гораздо лучше приспособлена для непосредственного обмена чайного ситечка на стул из гарнитура воробьяниновской тещи, чем любые другие предприятия торговли. Однако в данном случае речь идет о достаточно специфическом виде бартера - рекламном. Только за первый квартал нынешнего года оплата рекламных услуг на собственных веб-сайтах принесла 693 миллиона долларов. И 7% от этой весьма приличной суммы приходится именно на бартер: по взаимному соглашению одна компания рекламирует на своем сайте другую не за деньги, а за аналогичную услугу.

Показательно, что еще три года назад процент бартерных операций в рекламном бизнесе в Интернете составлял всего лишь 3%. Хотя специалисты утверждают, что этот показатель уже давно перевалил за 15%. (По американским законам, процент бартерных операций не должен превышать 10, иначе сделка будет считаться недействительной. Неудивительно поэтому, что официальная статистика еще долго будет подбираться к этому рубежу). В действительности же бартер на рекламу в Интернете - понятие совершенно виртуальное, так как никто и никогда не сможет определить хотя бы приблизительное соотношение затрат на размещение такой рекламы и полученной в результате прибыли. Поэтому перед компаниями открывается широчайшее поле деятельности по приведению своих бухгалтерских отчетов в полный порядок именно благодаря правильно составленным договорам о взаимной рекламе в Интернете и списании по этой статье как «излишней» прибыли, так и чрезмерных затрат.