UA / RU
Поддержать ZN.ua

БИЗНЕС-ОБОЗРЕНИЕ

Субсидии как двигатель неравенства Вопрос сельскохозяйственных субсидий уже не в первый раз оказывается предметом острейшей дискуссии между представителями самых богатых и самых бедных стран мира...

Автор: Оксана Приходько

Субсидии как двигатель неравенства

Вопрос сельскохозяйственных субсидий уже не в первый раз оказывается предметом острейшей дискуссии между представителями самых богатых и самых бедных стран мира. В прошлом году на конференции ВТО в Канкуне отсутствие консенсуса уже привело к существенному торможению переговорного процесса по снижению барьеров в мировой торговле. Как заявляют представители развитых стран, наибольший выигрыш от этого процесса получат именно бедные страны. А представители последних утверждают, что больше всего они выиграют от отмены сельскохозяйственных субсидий, которые выделяют своим фермерам правительства богатых стран.

Сейчас, год спустя, дискуссия возобновилась в Женеве, на очередных переговорах в рамках ВТО по сельскохозяйственной политике. И снова, как и год назад, вопрос о субсидировании выращивания хлопка был вынесен отдельным пунктом. Уж очень показательную статистику по этому вопросу приводят сторонники отмены субсидий. Ведь из 50 стран, входящих в список беднейших в мире, для 20 именно хлопок является важной статьей экспорта. Значительная часть населения этих стран не доживает до 50 лет, а прожиточный уровень там составляет менее одного доллара в день. 75% населения этих стран живут в сельской местности и занимаются сельским хозяйством. В том числе и выращиванием хлопка.

С другой стороны, хлопок экспортирует также богатая и благополучная Америка, которая заявляет о своей готовности помочь в решении проблем беднейших стран. И даже выделяет на это деньги. Правда, в три раза меньше той суммы, которая идет на субсидии своим 25 тыс. фермеров, выращивающим тот же хлопок. В 2001 году, например, американским фермерам перепало 3 млрд. долл., в результате чего при себестоимости фунта американского хлопка в 86 центов на мировом рынке его продавали по 37 центов. В результате африканские страны теряют на экспорте хлопка 250 млн. долл. в год, которые затем частично им предлагают уже в виде гуманитарной помощи.

Требование африканской четверки — Бенина, Буркина-Фасо, Чада и Мали —ввести трехлетний мораторий на субсидирование американских и европейских хлопкопроизводителей в прошлом году осталось неудовлетворенным. Особых надежд на положительное решение этого вопроса нет и сейчас. Однако становится все сложнее и дальше отмахиваться от необходимости решения проблемы субсидирования сельского хозяйства.

Скажи мне, что ты знаешь
об экономике, и я скажу, кто ты

Удивительная осведомленность американцев в политических вопросах стала предметом оживленного обсуждения в прошлом году. Правда, большинство американцев и не пытались сделать вид, что эти вопросы их очень волнуют. Поэтому нынешнее исследование, представляющее собой тест на элементарную экономическую грамотность своих сограждан, профессор экономики Принстонского университета Алан Кругер начал с вопроса о том, насколько важно обычному человеку разбираться в национальной экономической политике. Три четверти из 1002 опрошенных американцев заявили, что «исключительно важно» или «очень важно». И приблизительно такая же часть не смогла дать ответы на элементарные вопросы, касающиеся состояния американской экономики.

Более половины опрошенных, например, заявили, что не имеют даже приблизительного представления о размере дефицита государственного бюджета. Процент американцев, не имеющих медицинской страховки, в ответах респондентов в среднем был завышен вдвое (до 37%). Но самые удивительные несовпадения между представлениями и фактическим положением дел были выявлены в исследовании Джоэла Слемрода из Мичиганского университета. Причем касались они налоговой политики американской администрации, которая, казалось бы, действительно не может пройти мимо внимания большинства. Тем не менее это большинство было убеждено, что представители среднего класса платят более высокий процент своего дохода в федеральный бюджет, чем наиболее высокообеспеченные. В действительности же 1% самых богатых американцев в виде федеральных налогов отчисляет 24% своего дохода, а средние 20% — лишь 5%.

Исследователей заинтересовали и источники экономических знаний. На первое место респонденты поставили телевидение. На второе — печатные СМИ. На третьем оказались друзья или родственники, и лишь затем — Интернет. Зависимости между основным источником знаний и их достоверностью в исследовании выявлено не было, однако лучше других оказались информированными те, кто ссылался сразу на несколько источников информации.

Но самый любопытный факт исследователи приберегли напоследок: среди той четверти опрошенных, которые дали самые правильные ответы, противников налоговой реформы Буша оказалось в 2,5 раза больше, чем среди четверти наименее осведомленных.

Коммерческая зрелость виртуальной торговли

Результаты исследования, проведенного американской организацией Pew Internet and American Life Project, продемонстрировали, что виртуальная торговля преодолела решающую веху в своем развитии: две трети пользователей Интернета совершают покупки в режиме on-line. В этом году объемы виртуальной торговли предположительно составят 120 млрд. долл., и уже в ближайшем будущем могут догнать объемы традиционной розничной торговли. По данным исследования, армия виртуальных покупателей составляет сейчас 83 млн. человек.

Как известно, обычно на совершение виртуальных покупок отваживаются между третьим и четвертым годами активного пользования Интернетом. Сейчас у 80% интернет-пользователей стаж «жизни в Сети» составляет минимум три года. Иными словами, стабильно растет как количество пользователей Интернета, так и удельный вес тех, кто становится участником интернет-торговли.

Зависимость количества покупателей от уровня дохода, этнической и половой принадлежности, уровня образования в виртуальной торговле полностью аналогична таковой в торговле традиционной. Единственное исключение — старшая возрастная группа, то есть люди в возрасте от 65. Хотя и среди тех из них, кто активно пользуется Интернетом, виртуальными покупателями уже стали 49%.