UA / RU
Поддержать ZN.ua

БЕЗ БОЯЗНИ

Сытые и неплохо одетые банковские служащие завтра пойдут на выборы без дрожи в коленях. Да, всем им...

Автор: Егор Соболев

Сытые и неплохо одетые банковские служащие завтра пойдут на выборы без дрожи в коленях. Да, всем им есть что терять - неудачный исход выборов не только отсрочит мечты банкиров об экономическом росте, но и поставит под сомнение дальнейшую карьеру каждого из них, за исключением кассиров и бухгалтеров. В первую очередь пострадают валютные дилеры, зарабатывающие откровенными спекуляциями на разнице курсов, и менеджеры высшего управленческого звена, бьющиеся за поле этих спекуляций. Однако сегодня и те, и другие на редкость спокойны - их расчеты показывают, что и после 1-го, и после 15 ноября в стране вообще ничего не изменится. Такая уверенность банков в завтрашнем дне выглядит немного авантюрной, хотя, возможно, они действительно научились считать.

Вообще-то коммерческие банки - едва ли не самый уязвимый сегмент экономики с точки зрения политических рисков. Если к власти придет президент, негативно относящийся к идеям свободного рынка, и поставит перед правительством цель усилить госрегулирование экономики, банкам несдобровать. В первую очередь это касается банков новой волны - от Приватбанка до «Старокиевского», хотя и выросшие из советских госбанков Проминвестбанк, «Укрсоцбанк» и банк «Украина» в разной степени тоже попробовали вкус самостоятельного бизнеса. Поэтому для банкиров результаты выборов исключительно важны. Тем не менее, даже председатель правления гиперрыночно ориентированного Citibank-Украина Витольд Зелинськи уверенно сказал в среду, что при любом исходе выборов его банк будет продолжать работать и углублять свои позиции здесь.

Возможно, банкиров успокоил предвыборный период. С точки зрения политической борьбы он прошел, как голливудский боевик, - со взрывами, предательством и динамичным сценарием. Но на экономике президентская гонка отразилась достаточно слабо. Даже в сравнении с прошлогодними выборами парламента. Тогда влияние политических рисков на реальный бизнес можно было буквально потрогать руками - и банки, и компании один за другим замораживали новые сделки с формулировкой «до после выборов», и предпринимательская активность очень упала. В этот раз ничего подобного не было: данные Госкомстата об итогах сентября, может, и преувеличенно, но в целом четко отразили тенденцию роста экономической активности как в промышленности, так и в сфере услуг. Зампред банка «Украина» Николай Пасько говорит, что, по его оценкам, клиенты, имеющие хороший бизнес и головы на плечах, не притормозили, а нарастили свои обороты за предвыборные месяцы.

Очень консервативно повели себя в этот период действующие власти. В принципе, предвыборные дары кабинет Пустовойтенко сделал, но в масштабах, далеких от черты деструктивности. В частности, правительство активизировало погашение социальных долгов электорату. Но при этом выплаты делались не за счет включения печатного станка, а путем борьбы с неплательщиками налогов. В связи с чем внутренние цены и курс, которые должны были обвалиться, лишь незначительно пошатнулись. Уровень инфляции в сентябре составил 1,4%, а в этом месяце прогнозируются 2%. Две спекулятивные атаки на безналичный курс в сентябре-октябре Нацбанк подавил очень быстро, и сейчас курс колеблется в диапазоне 4,45-4,50 грн./долл. - отметки, достигнутые еще в июле.

Правда, на этой неделе резко упал наличный курс - до 5,00 грн./долл. в ряде регионов. Но его падение было вызвано не столько предвыборными деньгами, полученными населением, или страхом перед заявлениями влиятельных политиков о близости обвала, сколько борьбой Нацбанка с прибалтийскими и московскими банками. Дело в том, что Институтская ограничила использование безналичных схем ухода от налогов через эти банки и спрос на «серый доллар» временно переместился на рынок наличных продаж. Именно поэтому председатель Нацбанка Виктор Ющенко в среду призывал граждан не покупать валюту по высокому курса, утверждая, что он эпизодичен и неоправданно завышен.

В итоге в условиях спящих цен и жесткого контроля НБУ за безналичным курсом банки практически не почувствовали приближения выборов (рост наличного доллара в течение последней недели принес им только рост прибылей). Единственный реальный минус гонки во власть - наблюдавшийся в течение первых трех недель октября отток вкладов населения. В эти дни банки потеряли примерно 75 млн. гривен, или 1,8% депозитов физлиц. С другой стороны, прошлогодний августовский кризис отнял у них 300 млн., или 10% на тот момент. «Никаких особых проблем за этот предвыборный период мы не почувствовали», - говорит зампред Укрсиббанка Александр Денисенко.

Ко всему коммерческие банки дистанцировались от нынешних выборов. В прошлых они участвовали куда более активно, но сделали вывод, что пока это плохие игры. Ни один банк не осуществлял нынче открыто активную поддержку кого-либо из кандидатов. По слухам, деньги в предвыборные фонды основных кандидатов крупными банками негласно выделены были, но деньги сравнительно небольшие, к тому же они были отданы как налог, как способ не обидеть, а не как осознанная ставка. Позиция неучастия в выборах беспроигрышна - вне зависимости от фамилии нового главы государства, он не сможет припомнить ни одному банку, как тот играл на стороне конкурента.

Спокойно прожив сентябрь и октябрь, банки рассчитывают на жизнь без катаклизмов и после выборов. Пессимистов среди банковских топ-менеджеров сейчас нет вообще - ни один не заказал билеты в Париж. Часть банкиров успокаивает себя тем, что лучшие шансы у Л.Кучмы. Его многие не любят за слабую волю к реформам, но готовы работать и дальше, поскольку уже известно, чего от него ждать. Многие оставляют шансы на победу другим кандидатам, но на 99% уверены, что даже если на Банковой поселится левый, он вслед за Лениным будет исповедывать нэп.

«Самое страшное, что может быть, - это национализация банков, но этого не будет. Все кандидаты пользуются поддержкой частного капитала и будут учитывать его интересы», - считает зампред банка «Ажио» Наталья Типко. «Я думаю, что кто бы ни стал президентом, он будет очень хорошо понимать, что дороги назад нет, что надо проводить реформы и сотрудничать с западным миром», - сказал Витольд Зелинськи.