UA / RU
Поддержать ZN.ua

БЕСПРЕДЕЛ ЗА ПРЕДЕЛАМИ РОДИНЫ

Что такое оффшор, наверное, нет смысла особенно подробно объяснять. Сейчас любой украинский предп...

Автор: Александр Березняк

Что такое оффшор, наверное, нет смысла особенно подробно объяснять. Сейчас любой украинский предприниматель знает, что есть на карте земного шара такие финансовые оазисы (их, правда, почему-то принято называть «зонами»), в которых можно быстро, легко и дешево зарегистрировать компанию, открыть на нее счет в банке, сэкономить на времени, инфраструктурных затратах. Но самое главное - это получить возможность работать по местному налоговому кодексу, который носит льготный характер.

В основном получение режима оффшорной зоны - прерогатива малых стран, далеких островов, провинций или отдельных городов. Как звучны названия таких мест, как острова Каймановы, Виргинские, Нормандские, Мэн, Кипр, Мальта, Джерси, штат Делавэр! Для суверенных государств оффшорный бизнес позволяет иметь неплохую прибавку к госбюджету, для территорий - это путь к перераспределению в свою пользу финансовых потоков, когда еще не развита внутренняя инфраструктура для восприятия инвестиций, выхода на мировые финансовые рынки.

Но задуманные как исключения из правил оффшоры стали множиться, как грибы после дождя, неизбежно порождая новые проблемы. Две из них становятся настолько серьезными, что способны в ближайшей перспективе эту нишу полностью закрыть. Одна проблема связана с возникновением финансовых диспропорций и нарушением свободной конкуренции, вторая - с криминализацией оффшорного оборота, превращения океанских и материковых «островов» в перевалочные пункты грязных капиталов, в звено схемы уклонения от налогов и ухода от валютного контроля.

Оффшоры глубоко вошли в деловую практику солиднейших мировых компаний. Каждый уважающий себя западный банк имеет сегодня так называемые банки прикрытия в оффшорных центрах; не брезгуют этим и транснациональные корпорации. Все помнят нашумевшую историю со связкой НБУ - кипрское отделение CS First Boston. А если посмотреть в реестры акционеров ведущих наших предприятий-эмитентов акций, то география иностранных инвесторов, как правило, «глубоко оффшоризирована». Эксперты полагают, что порядка двух третей инвестированного в Украину капитала, включая товарные кредиты и лизинг, пришло от наших граждан через оффшорные СП. Словом, получилось как с сильнодействующим лекарством: оно эффективно, но имеет и противопоказания. А уж если нарушить дозировку, то совсем беда.

На Западе остро почувствовали эту беду и решили взяться за нее решительно и незамедлительно. То, что это важно делать именно сейчас, связано со всплеском борьбы с грязными деньгами в швейцарских и американских банках, где о банковской тайне в ее первозданном виде можно забыть. Стало быть, нелегитимные капиталы еще сильнее устремятся в оффшорные банки, чего Запад, судя по последним событиям, не потерпит. Например, Англия уже ведет соответствующую обработку зон из числа бывших своих колоний, Конгресс США инициирует запрет своим банкам открывать дочерние структуры в финансовых «оазисах» (кстати, по данным генконсульства Украины в Нью-Йорке, на территории США зарегистрированы 226 «зон иностранной торговли», весьма смахивающих на оффшорные). Ужесточает аналогичные требования и Германия. Не за горами и более крутые меры.

Многие оффшорные центры начали понимать, что под их ногами закачалась земля, и заявляют о введении особого контроля за клиентами, о соблюдении прозрачности сомнительных операций. И вот в этой предгрозовой ситуации у нас в стране продолжают появляться предложения оффшорных услуг вплоть до готовой фирмы a la «Шевченко корпорейшн». Их авторы охотно делятся «очень ценными» советами, как обойти декрет Кабмина «О системе валютного регулирования и контроля» и статью 18 закона «О налогообложении прибыли предприятий», где при расчетах с нерезидентом из «зоны» стоимость товара включалась в состав валовых издержек только на 85%. В статью вносили многократные изменения, причем суть правок однозначно свидетельствует: здесь славно поработали лоббисты налоговых оазисов. Да, там имелись определенные глупости, но исправлялись они исключительно в пользу, перефразируя Аркадия Райкина, «Дуньки, вывозящей капитал в Европу».

В конце концов, составление списка оффшорных зон узаконили за Кабмином. Год назад «Урядовий кур'єр» опубликовал по поручению правительства список из 27 оффшорных зон, информация о которых была прислана украинскими посольствами. Еще имелся ориентировочный их перечень из 39 названий. И на этом, увы, дело завершилось, если не считать список НБУ, которым и предпочитают пользоваться налоговые органы. Впрочем, все эти списки, по большому счету, что слону дробина…

Создается впечатление, что разговоры о необходимости остановить нелегальный вывоз капиталов из Украины носят преимущественно пропагандистский характер. Ведь те 20-30 млрд. долл., об исчезновении которых не знают разве что члены обществ глухих и слепых, имели, как правило, одну и ту же «финансовую историю»: обналичка и откат через оффшор. Когда мы унижаемся перед МВФ, Всемирным банком, ЕБРР и прочими спонсорами из-за сотни-другой миллионов долларов, не пора ли выработать четкую позицию по отношению к оффшорной индустрии? И прежде всего определить, какой характер носит государственная политика - запретительный или поощрительный.

Что такое для нас оффшор - неподходящий инструмент и находка для злоупотреблений или необходимое средство вхождения в рынок на существующем этапе? Если верно последнее, значит нужно немедленно ввести необходимую схему работы, систему регламентации и контроля, дабы снизить негатив и усилить пользу. Если же верно первое, нужно соответствующую лоббистскую компанию немедленно вывезти в «зоны». Пока оффшорные.