UA / RU
Поддержать ZN.ua

АЗИЯ: ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ БЕЗ РЕФОРМ

В Юго-Восточной Азии вновь распространяется запах быстрых денег. Экономики стран этого региона, о...

Автор: Максим Череда

В Юго-Восточной Азии вновь распространяется запах быстрых денег. Экономики стран этого региона, от Южной Кореи до Малайзии, постепенно выходят из прошлогоднего смертельного штопора, а цены на фондовых биржах возвращаются к докризисным показателям. Зарубежные инвесторы, работающие на азиатских рынках, говорят о 40-процентной прибыли на вложенный за последний год капитал, а самые отчаянные, рискнувшие вложить деньги в экономику Японии, уже получили и 100-процентную прибыль.

Однако не все так просто: международные эксперты пока остерегаются говорить о полном выздоровлении азиатского экономического организма. Примеров, подтверждающих эту мысль, предостаточно. Действия корейского правительства по спасению местного промышленного гиганта Daewoo Group от гибели под тяжестью долгов в 57 млрд. долларов привели к снижению индекса KOSPI на сеульской бирже на 11% за два дня. А Токио объявил о том, что японскую экономику, подававшую в первом полугодии признаки стабильного роста, во втором может ожидать очередной спад. Да и власти Таиланда и Сингапура опасаются, что их страны может постигнуть очередной экономический кризис.

Почему же это происходит? Дело в том, что в странах региона, в одной за другой, еще недавно охваченные эйфорией инвесторы и политики начинают приходить к выводу: экономическое оздоровление покоится на зыбкой почве, а активное возвращение иностранного капитала притупляет желание государственных органов проводить настоящие реформы. Более того, в Юго-Восточной Азии до сих пор ощущается недостаток влиятельных институтов, способных регулировать течение капитала и предотвращать резкие скачки экономического развития (специалисты называют их «бум-спады»).

Расточительность

Рост цен на биржах и положительные показатели экономического роста практически везде можно объяснить естественным ростом производства, когда бизнесмены после получения «легких денег» начали их вкладывать в свои предприятия, расположенные в ЮВА. Благоприятствовали стабильная цена на такую традиционную местную продукцию, как компьютерные чипы, а также увеличение спроса местных жителей на дорогостоящие товары. Однако лучше всего сработал другой стимул - краткосрочные кредитные ставки в пострадавших от кризиса странах (Индонезии, Малайзии, Филиппинах, Южной Корее и Таиланде) за последний год упали в среднем на 7,3%.

В то же время эти страны, имевшие в начале 90-х годов либо сбалансированные, либо даже профицитные бюджеты, сегодня стали на удивление расточительными. Согласно расчетам Rabobank International, дефицит бюджета в пяти упомянутых государствах в 2000 году достигнет в среднем 5-6 процентов. По расчетам аналитиков этого банка, 80% азиатского экономического роста и львиная доля увеличения стоимости биржевых цен объясняются наличием государственных стимулов, то есть повышением расходов правительства.

Энтузиазм

Признаки экономического оживления, такие, как прогноз увеличения таиландского ВНП на 2%, а южнокорейского - на все 8%, вызвали новый прилив зарубежных инвестиций в регион. В 1997 году инвесторы вывезли из охваченных кризисом азиатских государств своих капиталов на сумму 43 млрд. долларов. И если сегодня не наблюдается оживления в банковских операциях, то биржевые инвесторы уже активно берутся за дело. Ожидается, что в этом году на рынки Гонконга, Сингапура и Тайваня должны вернуться не менее 30 млрд. долларов. А в экономику Японии ежемесячно «вливается» 10 млрд. долларов. Однако большинство экспертов, в том числе японских, соглашаются с тем, что все это не будет продолжаться долго.

К сожалению, реформы, призванные сделать процесс выздоровления азиатской экономики, сегодня притормозились и даже немного откатились назад. В Таиланде, например, «липовые» банковские ссуды постоянно растут, достигнув сегодня 48% всех кредитов. В Индонезии это значение достигает 60 процентов. Неспособность Китая ликвидировать просроченные ссуды банков и государственных предприятий привели к отказу Пекина выставить акции своих промышленных компаний на мировых рынках. Если эти проблемы не будут решены, нынешние прибыли биржевых рынков трудно будет чем-то оправдать и многие компании разорятся.

Находившиеся примерно в такой же ситуации в начале 90-х латиноамериканские государства позволили зарубежным инвесторам выкупить чуть ли не половину своих банковских учреждений. Мы же в последние два года наблюдали всего несколько подобных случаев в ЮВА. Причиной этого, по мнению экспертов, является то, что местные бизнесмены в своей деятельности предпочитают полагаться более на личные отношения, нежели на оправданный риск.

Рост экспорта в Таиланде и Малайзии на 4%, а в Южной Корее - на 8,5% также не впечатляет, если вспомнить, что в начале десятилетия он выражался двузначными цифрами. Тем более сегодня он происходит лишь за счет сезонных явлений, таких, например, как увеличение спроса на компьютерное оборудование.

Хитрость

Выздоровление могло бы наступить через год или два. Экономисты полагают, что оно должно быть подпитано мощным внутренним потреблением, внутренними инвестициями и ростом эффективности производства. А уровень процентных ставок может ограничиваться только до тех пор, пока они могут оказывать негативное воздействие на инвестиции.

Мощные иностранные вливания могут вызвать новую беду в любой из азиатских стран. Сегодня улучшение ситуации в Малайзии, Южной Корее и других государствах региона происходит в первую очередь за счет местных и лишь частично за счет зарубежных инвестиций. Да, этого оказалось достаточно, чтобы вызвать рост фондовых рынков на 30-70 процентов. Но, по мнению экономистов, самые мощные иностранные инвесторы начали свои действия в Азии только в марте этого года и по-настоящему «большие деньги» еще не вернулись в регион.

И даже при таких условиях возобновившийся интерес зарубежных компаний к ЮВА успел нанести некоторый вред процессу реформ в местной экономике. Получив возможность зарабатывать деньги только на разнице между рыночной стоимостью ценных бумаг и размером полученной под них ссуды, компании не испытывают более необходимости в закрытии или продаже своих слабых филиалов. Зарубежные инвесторы, привлеченные низкой ценой азиатских активов, встречают все большее сопротивление на переговорах об их приобретении. Именно поэтому никак не могут быть проданы зарубежным владельцам крупнейшие корейские банки Korea First Bank и Seoul Bank. То же самое наблюдается и в других странах. Компании стараются придержать сделки до лучших времен и более высоких цен.

Тревога

Еще не время говорить о том, что Азию ожидает новый кризис образца 1997 года. Сегодня имеются некоторые признаки новой волны зарубежных кредитов, которые дали толчок экономическому буму десятилетней давности. Зарубежные банки и инвесторы не настолько глупы, чтобы поставить крест на регионе.

Однако тревога о будущем все же остается. По причине отсутствия достаточных навыков у менеджеров банков и органов регулирования, деньги, которые начали вливаться в экономики стран региона, могут быть использованы опрометчиво и неэффективно. Почти все азиатские рынки облигаций по-прежнему остаются слаборазвитыми. Поэтому центральные банки стран региона вынуждены ограничивать возможности использования облигаций для поглощения избыточного капитала, который может в конечном итоге привести к искусственному раздуванию экономического подъёма.

Но это, естественно, не остановит местных лидеров, жаждущих возвращения «горячих денег» в государства ЮВА.

Эксперты же опасаются, что нынешнее оживление азиатских рынков подпитывается лишь дешевыми деньгами и незрелым оптимизмом, а хилая комплексная перестройка экономик стран региона вряд ли может стать гарантией долгосрочного процветания Азии в будущем.