UA / RU
Поддержать ZN.ua

«АвтоЗАЗ-Daewoo»: ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПЫЛ УБЫВАЕТ

Как известно, в качестве неоспоримого аргумента создания украинско-корейского автомобильного СП выдвигался главный довод: сметная стоимость проекта составляет почти 1,3 млрд...

Автор: Владимир Писковый

Как известно, в качестве неоспоримого аргумента создания украинско-корейского автомобильного СП выдвигался главный довод: сметная стоимость проекта составляет почти 1,3 млрд. долларов - такого объема инвестиций украинская экономика еще не знала. Все верно. Действительно, не знала. И, как недавно стало ясно, знать не будет. К сожалению, не только потому, что среди иностранных фирм нет желающих состязаться с Daewoo в масштабности деклараций, просто южнокорейские партнеры изъявили желание существенно поумерить свой инвестиционный пыл.

- По имеющимся соглашениям, действительно предусматривается в течение 10 лет инвестировать в проект 1,28 млрд. долларов, - подтвердил на предновогодней пресс-конференции председатель совета директоров ЗАО «АвтоЗАЗ-Daewoo» Александр Сотников. - Но бизнес-план создавался полтора года назад, и за это время произошли серьезные изменения как в мировой, так и в украинской экономике - к сожалению, не в лучшую сторону. И жестко настаивать на предыдущих договоренностях - это надо быть самоубийцей. Поэтому мы пришли к выводу о необходимости разработки нового бизнес-плана, который будет более реально и предметно учитывать ситуацию в экономике Украины. Думаю, он будет оцениваться не в 1,28 млрд. долларов, но масштабы изменений я пока назвать не готов. Работа только начата, и, по всей видимости, итог ее будет подведен в мае.

В соответствии с генеральным соглашением о принципах создания СП в начале прошлого года на запорожском автозаводе были начаты работы по возобновлению производства. Для этого компания Daewoo выделила 25 млн. долларов. Из них 10 млн. - в виде кредита АвтоЗАЗу и 15 млн. - под обязательства СП. Средства были использованы на создание крупноузловой сборки автомобилей Daewoo в Ильичевске, реновацию моторного производства в Мелитополе и автомобильного - в Запорожье. После официального подписания учредительных документов о создании СП 15 апреля месяц спустя началось производство «Таврий» и крупноузловая сборка Lanos, Nubira, Leganza. Изначально намеревались выпустить в течение первого года 40 тыс. украинских и 32 тыс. корейских авто. Но затем планы неоднократно корректировались в сторону уменьшения. В итоге за семь с половиной месяцев с конвейеров сошло 11128 украинских и 12096 корейских машин. С их реализацией дело обстоит еще хуже. Продать удалось только 5255 «Таврий» и 5316 Lanos, Nubira, Leganza. Остаток нереализованных автомобилей составил на конец года 13462 штуки, или 56% от произведенных. Несомненно, он оказался бы еще больше, если бы СП не снизило цены на «Таврию» и не внедрило продажи в кредит, по лизингу и взаимозачету. Лишь благодаря этим схемам удалось привлечь 41,3% покупателей.

По мнению А. Сотникова, столь неудачные результаты работы объясняются тем, что маркетинговая политика СП «на рынке Украины была недостаточно агрессивной и реальной». К тому же «Таврия» имела отрицательный имидж как автомобиль с огромными проблемами по качеству, а машины инвестора были неизвестны отечественному потребителю». Отрицательно воздействует и то обстоятельство, что сегодня на внутреннем рынке реализацией продукции СП занимаются 3 дистрибьютора - кроме украинско-корейского совместного предприятия, фирмы «Укравто» и «Daewoo-Motor Украина». Каждый из них имеет своих дилеров и собственную, не согласованную с другими, политику продаж и сервиса. Наконец, сказалось негативное влияние мирового финансового кризиса, который не обошел стороной Украину.

Что ж, причины действительно весомые. Однако закономерен вопрос - являются ли они непреодолимыми? Ну кто же виноват, что рекламная политика, проводимая СП, мягко говоря, несовершенна? Или, например, что мешает использовать 20 млн. долларов на развитие сети продаж и технического сервиса для популяризации автомобилей на внутреннем рынке? Ведь предоставление кредита на указанную сумму - одно из обязательств, которые брал на себя иностранный партнер, подписывая учредительный договор. Однако оно так и остается невыполненным. Как, кстати, и обещание по экспорту 50% продукции СП. Да и с дистрибьюторами при желании, конечно, разобраться можно. Но почему-то эта проблема тоже представляется неразрешимой. Достигнув договоренности о слиянии «Укравто» и «Daewoo-Motor Украина» в пропорции 49 к 51%, партнеры уперлись в противоречие, обусловленное требованием корейцев оценить «Daewoo-Motor Украина» в 7,4 млн. долларов с принятием новыми владельцами всех обязательств фирмы, с чем украинская сторона соглашаться не намерена.

Влияние финансового кризиса, разумеется, не могло не сказаться на темпах реализации автомобильного проекта, но почему, собственно, оно должно восприниматься как повод для пересмотра прежних договоренностей? Ведь каким бы ни был кризис - он все же явление временное, а бизнес-план определяет стратегические направления сотрудничества. Так какую же цель оно преследует?

Этот вопрос уместно было бы задать южнокорейским партнерам, но, к сожалению, они предпочитают не принимать участия в пресс-конференциях. Их позицию традиционно доводит к сведению журналистов А.Сотников. И заключается она в том, что достигнутый в прошлом году уровень продаж (10571 автомобиль) является максимальным для украинского рынка. Следовательно, этот показатель и должен быть принят в качестве определяющего при составлении нового бизнес-плана. В задаче спрашивается: на сколько надо разделить 1,28 млрд. долларов, чтобы получить новую сметную стоимость проекта, если прежней программой производства автомобилей в Украине предусматривался ежегодный выпуск свыше четверти миллиона машин? И тем не менее, украинская сторона по-прежнему настроена на компромиссы.

- Было бы необъективно в связи с изменившейся экономической ситуацией требовать от Daewoo выполнения всех обязательств, - считает А. Сотников. - Догматизм в этом вопросе приведет к фатальности. Я согласен пересмотреть бизнес-план, растягивать сроки и объемы инвестиций в зависимости от того, как у нас будет улучшаться ситуация. И новую инвестиционную программу мы предложим на рассмотрение Кабмина с учетом этих реалий.

Эти самые реалии, кстати, не лишены некоторых небезынтересных особенностей. В частности, после принятия правительственного постановления об ограничении импорта подержанных автомобилей рынок переориентировался на так называемый временный ввоз машин. И если раньше подержанные автомобили облагались хоть каким-то налогом, то сейчас от данного вида импорта бюджет вообще ничего не получает. Почти аналогичные налоговые льготы, которыми располагает украинско-корейское СП, получили и некоторые другие совместные предприятия, работающие в Украине. Теперь они имеют возможность беспошлинного ввоза внушительного перечня подакцизных товаров, в том числе и автомобилей. Из-за неритмичной работы «АвтоЗАЗ-Daewoo» несколько украинских и российских предприятий - поставщиков комплектующих оказались на грани банкротства. И на ближайшее будущее у них вряд ли есть основания для оптимизма.

Новый год украинско-корейское СП встретило с неутвержденной производственной программой. А это значит, что в январе конвейеры работать не будут. Предполагается выпустить в первом квартале 1500 «Таврий», а сборкой автомобилей Daewoo партнеры намерены заняться только после согласования цен на них. Поскольку украинская сторона считает, что их стоимость установлена необъективно, а корейская с этим не согласна.

Противоречий между участниками концессии, пожалуй, не существует лишь в отношении организации в Запорожье крупноузловой сборки корейских внедорожников Musso и Korando, автомобиля представительского класса Chairman, а также производимых в Польше грузо-пассажирских микроавтобусов Lublin. Что ж, будем считать, что украинское автомобилестроение продолжает возрождаться…