UA / RU
Поддержать ZN.ua

Африканская мобилизация

Рынок сотовой связи в беднейшем регионе планеты развивается едва ли не самыми высокими в мире темпами Африканский регион неожиданно оказался на переднем крае «мобильной революции»...

Автор: Семен Степанчиков

Рынок сотовой связи в беднейшем регионе планеты развивается едва ли не самыми высокими в мире темпами

Африканский регион неожиданно оказался на переднем крае «мобильной революции». На фоне европейского и американского рынков сотовой связи, давно и прочно пребывающих в состоянии насыщения, а также рынков азиатских стран, хоть и быстрорастущих, но чрезвычайно конкурентных, Африка выглядит рыночной целиной. Несмотря на то что темпы роста телекоммуникационной индустрии африканских стран последние несколько лет составляют десятки процентов, в абсолютных цифрах мобильное проникновение и покрытие там пока весьма скромны. А значит, велик и потенциал.

Если в 1999 году количество пользователей мобильной связи в Африке составляло 7,5 млн. человек, то на конец 2004 года их было уже 68 млн. 2005 год регион закончил с показателем 113 млн. абонентов. В 2006-м эта цифра выросла до 188 млн. Напомним: население стран Африки оценивается в 922 млн. человек, таким образом, мобильное проникновение не достигло и 20%.

По данным консалтинговой компании Yankee Group, прибыль от услуг мобильной связи возрастет до 25 млрд. долл. в 2008 году. Согласно прогнозу другой аналитической группы, Portio Research, среднегодовой темп роста в ближайшие четыре года составит 22%, количество чистых подключений в этот период — 265 млн., абонентская база в Африке достигнет 378 млн. к 2011-му. Эксперты лондонской BroadGroup предсказывают утроение абонентской базы на континенте в ближайшие четыре года.

Мы говорим об африканском рынке в целом, однако континент нельзя рассматривать как однородный рынок. По условиям экономического развития нужно в первую очередь выделить северный регион. Наиболее развиты телекоммуникационные рынки Египта и Марокко. Весьма перспективны рынки Алжира и Туниса, подтягивается к ним и Ливия. Это страны с относительно развитой инфраструктурой и экономикой, испытывающие также значительное интеграционное влияние со стороны Европы и Ближнего Востока. Кроме того, Египет, Марокко и Тунис являются традиционными европейскими туристическими регионами, и тамошние мобильные операторы имеют возможность неплохо зарабатывать на роуминге.

Среди перспективных регионов можно отметить также более-менее индустриально развитую ЮАР. В этой стране сегодня 25 млн. мобильных абонентов – самый крупный национальный телекоммуникационный рынок на континенте. Выделяется также богатый нефтью район Гвинейского залива, в частности Нигерия. Богатой эту страну назвать нельзя, но коль в ней крутятся нефтяные деньги, некая часть их имеет перспективы быть потраченной на мобильную связь.

Однако наиболее интересны тенденции развития мобильной связи в самых бедных регионах — это центр, восток, юго-восток и юго-запад Африки. Население этой части материка — более 650 млн. человек. Три четверти из них живут за чертой бедности. Для примера: в Конго всего 10 тыс. стационарных телефонов и более миллиона мобильных абонентов. В Танзании лишь 10% жилищ электрифицировано, однако мобильной связью конкурирующих операторов — Celtel, Zantel, Vodacom и Tigo — покрыта почти вся территория страны. Даже в Чаде, раздираемом гражданской войной, количество пользователей мобильной связи удвоилось за последние три года.

Главная специфика развития мобильной связи в бедных регионах заключается в том, что инвестиции в нее поступают независимо от экономической эффективности подобных проектов. Иными словами, операторы разворачивают свои сети «на перспективу», не надеясь окупить их в обозримом будущем. Интересно, что инвесторами многих тамошних мобильных операторов выступают сами производители оборудования: Alcatel, Motorola и даже китайские Huawei и ZTE, которые проявляли интерес к приобретению пакетов акций нигерийских операторов Intercellular Nigeria Ltd. и Cellcom Ltd.

Не отстают от них и крупные мировые операторы, ресурсы которых позволяют делать долгоокупаемые вложения: Vodafone, Orange, голландский Celtel, египетский Orascom Group, а также различные операторы Южной Африки.

Недавно крупнейший южноафриканский оператор MTN купил за 5,5 млрд. долл. дубайскую телекоммуникационную компанию Investcom. Саудовский оператор обслуживал 4,9 млн. абонентов мобильной связи в Бенине, Гане, Гвинее-Бисау, Либерии, Судане, Сирии, Йемене и на Кипре. В результате MTN стала лидером на рынке Азии и Африки, увеличив число своих абонентов с 23 до 28 млн. в 20 странах.

В свою очередь, британская Vodafone увеличила свой пакет акций в южноафриканской Vodacom, а кувейтская MTC купила за 3,3 млрд. долл. Celtel, предоставляющую услуги в ряде африканских стран. В 2006 году подразделение Celtel International B.V. в Танзании инвестировало в свою сеть 70 млн. долл. А в Конго проходит ребрендинг Libertis Telecom, которую также купила южноафриканская MTN. Обозначили свой интерес к покупке африканских операторов и российские сотовые компании, однако до конкретных сделок не дошло.

Принцип, которым руководствуются инвесторы, прост: если где-то нет мобильной связи, значит, нужно ее построить. Тот, кто окажется у истоков рынка, создаст его с нуля, имеет шанс не только снять сливки, но и контролировать его в будущем, когда этот рынок рано или поздно станет развитым.

Да и вложения невелики: сообщения об инвестициях в того или иного оператора пестрят цифрами в несколько десятков или около сотни миллионов долларов. Операторы вкладываются в основном в площадь покрытия – благо, большой емкости сетей пока не нужно. Как в Украине на рубеже столетий.

С существующими темпами роста говорить о насыщении рынка в большинстве африканских стран не придется еще лет десять. Но даже по достижении насыщения африканский рынок, вполне возможно, завоюет звание самого низкодоходного в мире. Уже сегодня, на этапе взрывного роста, среднемесячный доход на одного абонента (ARPU) в большинстве стран континента не превышает двух-трех долларов.

Это при том, что мобильная связь в Африке недешева. Абонентская плата часто составляет 20—25 долл. в месяц, что доступно лишь состоятельным по африканским меркам людям. Стоимость минуты разговора также доходит до 30—40 центов. При этом около 95% абонентов сотовых компаний на континенте — абоненты предоплаченного сервиса.

Тем не менее в регионе имеется значительный неудовлетворенный спрос на сотовую связь. В его формировании играют роль несколько факторов.

Во-первых, низкий уровень телефонизации большинства африканских стран. Фиксированная телефонная связь есть только в городах, да и там почти не развивалась с колониальных времен. Большинство населения доступа к ней фактически не имеют. Прокладка новых кабельных линий связи — дело дорогостоящее, что делает дорогой и пользование ею.

И вдруг появляется возможность быть на связи все время! Это важно для доступа к экстренным службам, например медицинским. А также для бизнеса, особенно мелкого, который, в африканском понимании этого слова, на континенте довольно развит.

Об африканском мобильном бизнесе туристы регулярно привозят легенды. Мало того, что любой владелец мобильного телефона превращается в «ходячий таксофон»: к нему обращаются с просьбой позвонить за деньги, и отказывать не принято. В переговорный пункт автоматически превращается и любой лоток, торгующий мобильными телефонами и стартовыми пакетами.

В условиях низкой электрификации в отдельный бизнес превращается процедура зарядки мобильных телефонов. Заряжают их (за отдельную плату) от автомобильных аккумуляторов и даже от велогенераторов.

У африканцев развита торговая жилка. Как оказалось, мобильная связь дала мощный толчок местной торговле. Примеров в прессе приводилось много. Фермеры из Сенегала, выращивающие баклажаны, используют мобильные телефоны, чтобы найти покупателей в Дакаре, готовых заплатить в три раза больше; рыбаки из Занзибара после удачной рыбалки при помощи мобильников справляются о ценовых предложениях на рынках в Занзибаре и Дар-эс-Саламе и лишь после этого решают, куда вести свой товар для продажи.

В результате Африка еще в большей степени, чем Китай, может стать регионом, где беспроводные технологии связи будут преобладать над проводными. Связь на этом континенте появилась именно как мобильная; именно к такой связи изначально привыкают здесь люди. Большинство из них проводного телефона никогда и не видели, и первым их телефоном был именно мобильный. Оказалось, что африканцы очень даже любят говорить по телефону, ценят эту услугу и готовы платить за нее деньги. Просто раньше у них не было такой возможности…

Второй фактор, формирующий активный спрос на мобильную связь в Африке, — особенности местного менталитета. Европейские путешественники описывают эти особенности так: «Африканцы – это большие дети». Детям, как известно, нужны игрушки. Мобильную связь, мобильный телефон легко позиционировать как игрушку для взрослых. О чем говорить, если многие жители нашей страны воспринимают ее именно так! То ли дело — искренние и открытые африканцы. Телефоны используются там в виде украшений, в виде магических предметов, по которым, ко всему прочему, можно и позвонить.

Эта особенность делает также популярными различные дополнительные услуги мобильной связи. Так, в Африке переживают бум услуги SMS: благо, многие операторы сделали их дешевыми. И не только потому, что SMS позволяет экономить деньги. Вспомним: у нас эти услуги популярны у молодежной аудитории и во многом потому, что обмениваться сообщениями весело и прикольно. Так вот, Африка по психологии – одна большая молодежная тусовка. По мнению экспертов, доля неголосовых услуг, включая продажу контента, на африканском континенте будет выше, чем в Европе, и сравнима с азиатской.

Другая национальная особенность — культурное многообразие во многих африканских странах. Только в Нигерии с населением 125 млн. человек существует более 250 отдельных этнических групп.

По мнению уже цитировавшейся Portio Research, услуги, связанные с этническими или культурными особенностями, хорошо продвигаются во всем мире, особенно в Азии и на Ближнем Востоке, и подобный подход мог бы быть перспективным на развивающемся рынке сотовой связи Африки. Например, есть предпосылки для появления большого числа виртуальных операторов мобильной связи (MVNO), ориентированных на различные народности и социальные группы.

Сообщалось о крайне интересном проекте Vision 2020, финансируемом международными гуманитарными организациями в Руанде, одной из самых отсталых африканских стран. Одной из целей этого проекта является обеспечение как можно большего количества жителей страны мобильными телефонами. Если эта цель будет достигнута, то через 15 лет количество населения страны, занятого в сельском хозяйстве, снизится с 90 до 50%, стремительно вырастет доля высокотехнологичной экономики. А также резко повысится уровень культуры и образования людей.

Согласно плану, страна должна за это время стать технологическим центром региона, аналогом Сингапура или Южной Кореи на востоке Африки. У проекта есть много противников, которые говорят, что разрушенную гражданской войной страну хорошо бы сначала накормить, однако чем черт не шутит, может, получится…

И уж совсем интересной тенденцией является то, что на африканские рынки двинулись и производители оборудования сетей третьего поколения. Казалось бы, 3G приходит лишь туда, где потенциал роста связи второго поколения уже исчерпан. Однако в Африке, похоже, поколения мобильной связи будут развиваться параллельно.

Южноафриканские мобильные операторы Vodacom и MTN в марте 2006 года запустили сети высокоскоростной передачи данных HSDPA, скорость передачи данных в которой составляет 1,5—3,1 мегабита в секунду (их еще называют 3,5G, третье с половиной поколение мобильной связи). Запуск этих сетей произошел всего через несколько дней после того, как T-Mobile открыла коммерческие сети HSDPA в Германии, Великобритании и Нидерландах. И на несколько месяцев раньше, чем к новому сервису получили доступ жители Финляндии, Франции и Италии. Сеть третьего поколения развернута в крупных городах ЮАР. На очереди — запуск HSDPA-сети компании МТС в одной из беднейших африканских стран, Намибии. Vodacom планирует развернуть сети в Танзании, а Econet — в Зимбабве.

Дело тут не только в том, что операторы хотят более активно продавать веселые картинки падким на все яркое африканцам. Кроме голосовой связи, Африка крайне нуждается в развитии сетей передачи данных для доступа в Интернет. Прокладка проводных сетей для этой цели, напомним, на континенте не очень рентабельна. Интернет приходит в Африку именно как беспроводный. В этой связи говорят о перспективах развития там сетей WiMAX, однако оборудование для этого стандарта пока дороговато для конечных пользователей. А вот мобильные терминалы, поддерживающие GPRS/EDGE, — недорогие и доступные устройства для входа в сеть. И 3G нужен африканскому бизнесу, образованию, государственным службам, другим потребителям именно для этого.

Когда говорят о перспективах африканского рынка мобильной связи, часто вспоминают рынки постсоветских стран — Украины и России. У нас также высокие темпы роста и низкие показатели ARPU. Разница — в объеме инвестиций. В Украину и Россию операторы инвестировали миллиарды долларов. Была создана масштабная инфраструктура, ориентированная на «по-европейски» много говорящих абонентов. В результате конкурентной борьбы выяснилось, что абоненты говорят много, нагружают сеть сильно, а вот платят не по-европейски мало. Это привело многих крупных операторов России и Украины к предкризисному состоянию.

Инвестиции в африканских операторов пока не сравнимы с восточноевропейскими. Цель этих вложений — застолбить место. Доходность абонентов изначально невелика, поэтому есть надежда, что особо падать она и не будет. Так что у африканских мобильных операторов есть возможность не повторять ошибок их коллег из других «быстрорастущих стран», к которым относится и Украина.