UA / RU
Поддержать ZN.ua

АЭС ОСТАНОВКА НЕ ГРОЗИТ, НО…

Заявление красноярского губернатора Александра Лебедя о том, что администрация края намерена зап...

Автор: Владимир Писковый

Заявление красноярского губернатора Александра Лебедя о том, что администрация края намерена запретить ввоз на свою территорию отработавшего топлива украинских АЭС, породило опасение об угрозе возможной остановки отечественных атомных электростанций. Ведь в условиях стабильной работы в каждом реакторе атомной электростанции необходимо ежегодно перезагрузить треть активной зоны, заменив свежими топливными сборками отработавшие. По существующей технологии, каждый энергоблок АЭС располагает бассейном выдержки, где отработавшие ТВЭЛы должны храниться не менее трех лет. За это время они утрачивают порядка 80% радиоактивности и остаточного тепла. Затем отработавшее топливо следует отправить либо на переработку, либо на долговременное хранение, поскольку емкость бассейна рассчитана максимум на семь выгрузок. Собственных мощностей по утилизации ядерных отходов страна не имеет, поэтому украинские АЭС вынуждены пользоваться услугами Челябинского завода по переработке ядерных отходов и регионального хранилища в Красноярске, где планировали построить аналогичное предприятие к 2000 году.

Естественно, эти услуги предоставляются не бесплатно. Хотя Россия и принимает отработавшее топливо по ценам ниже мировых, но затраты для украинских АЭС все же являются значительными. Отправка 54 отработавших ТВЭЛов, которые содержатся только в одном энергоблоке-милионнике, стоит около 9 млн. долларов. К тому же это лишь частично решает проблему утилизации ядерных отходов.

Согласно общепринятой в мире практике, каждая страна несет полную ответственность за свои ядерные материалы. Следовательно, после российской переработки, позволяющей извлечь наиболее ценные материалы для использования во вторичном цикле, Украина обязана самостоятельно решить проблему окончательного захоронения оставшейся части радиоактивных отходов, которые не подлежат утилизации. Ни с экологической, ни с экономической точки зрения подобный метод не сулит выгоды, однако за неимением альтернативы украинские ядерщики вынуждены его использовать.

Наконец, нельзя не учитывать и политический аспект. Достаточно вспомнить 1991 год, когда российская сторона уже заявляла об отказе в принятии ядерных отходов из Украины. Тогда вопрос удалось урегулировать на межгосударственном уровне. Но спустя восемь лет он снова обрел актуальность.

По мнению генерального директора обособленного предприятия «Запорожская АЭС» Данко Билея, заявление губернатора А.Лебедя мотивируется вполне логичным желанием хозяйственника получить максимальную прибыль. И все же вряд ли можно расценить его как до конца продуманное. Объясняется это тем, что материальное благополучие Красноярска-47 в значительной мере зависит от принятия на долговременное хранение отработавших ТВЭЛов из Украины. Отказ от него означает автоматическое прекращение поступления в городскую казну порядка 70% «живых» денег.

Однако предположение - еще не гарантия того, что дальнейший ход событий возможен именно в выгодном для Украины русле. Поэтому проблема утилизации отработавшего ядерного топлива для отечественных АЭС не теряет актуальности, хотя, как считает Д.Билей, и не представляет сегодня большой опасности, которая может повлечь за собой остановку атомных электростанций. Например, на АЭС, имеющих несколько энергоблоков, в качестве временной меры можно использовать так называемые межблочные транспортировки, заполняя бассейны выдержки отработавшим топливом до регламентированного уровня. Можно также содержать ТВЭЛы в технологических упаковочных комплектах, в которых производится доставка топлива. Лицензия на такой вид хранения надзорным органом выдана. Наконец, на Запорожской АЭС близится к завершению работа по созданию сухого хранилища отработавшего ядерного топлива (СХОЯТ). По оценкам украинских энергетиков, выполненным совместно со специалистами американской компании Duke Engineering, эта технология хранения является наиболее предпочтительной в сложившихся условиях и может быть применена на остальных АЭС страны.

Программа по созданию

СХОЯТов в Энергодаре осуществляется с 1993 года. В ее реализации задействован целый ряд ведущих научно-исследовательских институтов и предприятий страны. Уже разработана соответствующая технология, получены необходимые разрешения на изготовление оборудования как для Запорожской атомной, так и для других АЭС Украины, где могут быть размещены аналогичные площадки. Отработавшее топливо может храниться на них в течение 50 лет. Возможно, за это время в Украине удастся, наконец, разработать и реализовать комплексную государственную программу, предусматривающую переработку отработавшего ядерного топлива и захоронения радиоактивных отходов, которые образуются в процессе работы ядерных реакторов и использования других технологий.