UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЖАРЕНЫЙ ПЕТУХ ПОД НАЛОГОВЫМ СОУСОМ

То, что очередная летняя попытка «разобраться» с налогами вряд ли окажется удачной, было ясно, пожалуй, еще с месяц назад...

Автор: Наталия Яценко

То, что очередная летняя попытка «разобраться» с налогами вряд ли окажется удачной, было ясно, пожалуй, еще с месяц назад. Виной тому не бездорожье и не крайне высокая масса неумных людей в печерских офисах — причины, увы, наши, доморощенные. И главной из них рискнем назвать скверную организацию дела.

Итак, в нынешний четверг четыре налоговых закона перенесены Верховной Радой на осень. Три из них, касающиеся соответственно НДС, налога на прибыль и акцизного сбора, проголосованы в первом чтении в депутатской редакции, с которой в большей или меньшей мере категорически не согласен Кабмин. Четвертый документ — о налогообложении доходов физических лиц — не принят ни в правительственной версии, ни в версии депутата Терехина.

148 и 178 голосов в поддержку — свидетельство того, что силы примерно равны, и подобное противостояние по принципиальнейшему вопросу не сулит ничего хорошего ни бюджету, ни почти вымершему виду «Честный украинский налогоплательщик». Ну кому ж охота еще год платить из сравнительно невысоких заработков когда 30, когда 40 процентов. Был ли шанс этого избежать, принять решение об ослаблении налогового бремени уже этим летом? Несомненно. Только вот слишком многое делалось, осознанно или неосознанно, дабы этого не случилось. И мы погрешили бы против истины, не отдав должное обеим сторонам налогового процесса.

Работа над правительственным вариантом реформы налогообложения доходов граждан началась в январе. В начале апреля, когда становятся известными результаты выборов, в Кабмине должны были бы понять, что в очередной раз предстоит столкнуться с «проблемой Терехина». И дело не только в том, что Сергей Анатольевич ярок, умен и хорошо владеет аудиторией. Как бы кто к г-ну Терехину ни относился, он главный спец по налогам уже в третьем созыве парламента и… на дух не переносит большинства правительственных предложений, обычно направленных на зажимание гаек и усиление бездумного налогового администрирования.

Можно было легко предложить, что в начавшейся реформе подоходного налога депутат захочет сказать свое веское слово. Можно было бы подискутировать, попытаться публично сопоставить позиции, в конце концов, потратить часть отпущенных Всемирным банком денег на реальный, а не «бумажный» диалог с общественностью по налоговым вопросам. Но наш замечательный Кабмин идет только ему одному понятным путем. Еще в мае одобрив на своем заседании налоговый пакет (в котором, напомним, «сидит» и пересмотр подоходного), он практически до начала июля не вносит его на рассмотрение Верховной Рады. Неофициальная версия — законопроекты находятся на подписи у премьера. Почему Анатолий Кириллович тянул с их подписанием — вопрос. Но, думается, ответ мы услышим не далее чем через пару дней в одном из теле- или радиоинтервью.

Но вот за дело принялся парламент… Хотела бы я увидеть украинскую семью, где вопросам доходов уделяется сорок пять минут в полгода или год! Но регламент ВР суров: на все про все именно три четверти часа. В результате никакого обсуждения, только доклады и ответы на вопросы, да и то уложились лишь в час двадцать минут. Хотя, наверное, не только парламентарии, но и налогоплательщики вправе получить более полную информацию, а кто же реалистичнее — Кабмин, обозначивший максимальную ставку 20 процентами, но никак не желающий идти на данном этапе на существенное повышение не облагаемого налогом минимума, или депутат, предлагающий облагать самых богатых по ставке 25 процентов, но при этом сразу же повысить необлагаемый минимум до 120 гривен (а для льготников, стало быть, до 240).

Читатель, наверное, не удивится, что и голосование по налоговым вопросам началось как бы в нагрузку — когда на часах было без нескольких минут шесть. До этого была плодотворная, прямо скажем, работа над таким ужасно важным для премьера и одной из фракций вопросом, как утверждение программы правительства, и суперактуальными (преимущественно для владельцев телеканалов) выборами членов Национального совета по телевидению. Помнится, в прошлом году, вот в такой же последний перед каникулами голосовательный день, когда жареный петух сделал свое подлое дело, Верховная Рада взяла да и отменила налог на добавленную стоимость. А потом очнулась и никакого решения по налоговому реформированию не приняла. Так что, наверное, следует еще порадоваться, что нынче ничего такого с кондачка не напринимали. А заодно и тому, что не поддержаны два правительственных проекта — по налогообложению прибыли и НДС, от которых особенно разило налоговой.

Отрицательный результат — он, конечно, нехорош с точки зрения экономического роста, легализации зарплат и много другого. Но весьма и весьма положителен, если говорить о реальной оценке нашей способности что-то делать и сообща добиваться поставленных целей. А если премьер и председатель Верховной Рады будут и дальше рассказывать нам басенки о сверхуспешном, плодотворном, конструктивном сотрудничестве парламента и Кабинета министров, что ж… Ну кто из нас без слабостей?