UA / RU
Поддержать ZN.ua

Зарплаты в «конвертах»

Как вывести из «тени» сотни миллиардов гривен заработных плат

Автор: Андрей Реун

По разным подсчетам, украинцы получают в «конвертах» от 60 до 230 млрд грн ежегодно. По информации первого вице-премьера Алексея Любченко, теневые зарплаты составляют около 500 млрд грн в год, а официально не получают каких-либо доходов ориентировочно 10 миллионов украинцев.

Очевидно, что причины этих явлений исторические, включая менталитет по неуплате налогов, непрозрачность расходования уплаченных налогов государственным аппаратом, субсидии и прочее, но понятно, что так не может продолжаться вечно.

Инициативы парламентариев о введении низконалоговой ликвидации контролируемых иностранных компаний и налоговой амнистии направлены на предоставление возможности гражданам задекларировать доходы на более выгодных условиях. В дальнейшем надо ожидать автоматического обмена налоговой информацией с другими государствами, внедрения законодательных критериев для определения трудовых отношений и другого фактического «закручивания гаек» для тех, кто уклоняется от уплаты налогов.

Принимая во внимание положительный украинский опыт увеличения размера официальных заработных плат в связи с уменьшением ставки единого социального взноса (ЕСВ) в 2016 году до 22%, дальнейшее снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда может быть именно тем стимулом, который нужен украинскому бизнесу для отказа от заработных плат в «конвертах» или по крайней мере существенного снижения их уровня.

На сегодняшний день номинальная налоговая нагрузка на заработные платы, не превышающие 90 тыс. грн, составляет 41,5% (19,5% налога на доходы физических лиц и военного сбора + 22% ЕСВ). При этом 19,5% с таких заработных плат платят работники, а 22% — работодатели. В пересчете на эффективную ставку это 34%. Для сравнения: в США налоговая нагрузка на заработные платы составляет 31,7%, в Израиле — 22,1, Швейцарии — 21,8, Британии — 30,9%. Поскольку уровень заработных плат в Украине значительно меньше, чем в перечисленных странах, представляется целесообразным снизить налоговую нагрузку на фонд оплаты труда с целью стимулировать ускорение роста заработных плат и их детенизацию.

Сейчас активно обсуждаются два законопроекта, предусматривающие постепенное снижение общей нагрузки на фонд оплаты труда до 25%.

Один из них разработан руководством комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики, а другой — специалистами аналитических центров Экономической экспертной платформы. Сейчас указанных законопроектов нет в общем доступе, но недавно состоялось экспертное обсуждение их концепций, по итогам которого сформировано детальное резюме. Известно, что законопроект, разработанный руководством налогового комитета, предусматривает постепенное снижение нагрузки на фонд оплаты труда до 25% и введение института налогообложения домохозяйств. В свою очередь, проект, разработанный экспертами, предусматривает постепенное снижение нагрузки на фонд оплаты труда до 25%, переход на налогообложение имущества (земли и недвижимости) от их рыночной стоимости, замораживание роста расходов бюджета и их ревизию с целью сократить их до целевого показателя 5%.

Оба вышеупомянутых законопроекта прогрессивны и в долгосрочной перспективе потенциально будут содействовать выводу части заработных плат из «тени». Речь идет только о части, поскольку детенизация рынка труда — это комплексный процесс: надо обеспечить неотвратимость наказания за уклонение от уплаты налогов, а это, в частности, и настоящая реформа налоговых органов, также должны быть определены четкие критерии трудовых отношений, которые отличали бы фрилансера от наемного работника (законопроект №5054-1), необходимо либерализовать советский архаический трудовой кодекс, который сейчас дестимулирует оформляться официально (законопроекты №5371 и 5388), и т.п. Поэтому к вопросу детенизации следует подходить комплексно: вместе со снижением нагрузки на фонд оплаты труда надо реализовать ряд мер, чтобы получить значительный положительный результат.

Надо также обратить внимание, что при снижении налогов государству необходимо искать соответствующие компенсаторы. И именно здесь важно, чтобы эти компенсаторы были найдены не за счет всех граждан, которым были снижены налоги на получаемые ими заработные платы.

Довольно неоднозначным представляется вариант снижения общей нагрузки на фонд оплаты труда за счет увеличения суммы налогов, которые будут платиться за счет работников, а не бизнеса (сейчас 19,5% платят работники, а 22% ЕСВ платит бизнес). Например, если будет уменьшен или отменен ЕСВ и повышена ставка налога на доходы физических лиц, то работники фактически будут платить больше налогов, а бизнес — меньше. Несмотря на то, что рынок труда вряд ли простит бизнесу экономию на налогах за счет работников и ситуация изменится в пользу работников на протяжении определенного периода, но без повышения официального уровня заработных плат первое время работники могут получать «на руки» меньшие суммы, чем до снижения налогообложения фонда оплаты труда.

Учитывая общедоступную информацию по обсуждаемым законопроектам, можно предположить, что компенсаторы будут найдены за счет налогоплательщиков, получающих пассивные доходы и владеющих имуществом, с которого берется налог на имущество, а также за счет пересмотра неэффективных расходов бюджета. Таким образом, произойдет фактически перераспределение доходов бюджета от налогообложения граждан и их имущества и сокращение государственных расходов.

Подытоживая, снижение нагрузки на фонд оплаты труда действительно будет способствовать выводу части заработных плат из «тени», а также позитивно скажется на повышении официальных заработных плат и на росте экономики в целом. Вместе с тем для достижения максимально положительного эффекта необходим комплекс мер, включая обеспечение неотвратимости наказания за неуплату налогов, реформирование налоговых органов, наличие дополнительных налоговых льгот для незащищенных слоев населения вследствие внедренных компенсаторов, эффективный контроль над использованием субсидий, осовременивание трудового законодательства, прозрачный и действенный контроль налогоплательщиков над использованием уплаченных ими налогов.