UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЗАРАНЕЕ ОБЪЯВЛЕННЫЕ БАНКРОТСТВА

Фракция коммунистов требует ликвидации 24 коммерческих банков, которые не сформировали минимальных уставных фондов...

Автор: Алла Ковтун

Фракция коммунистов требует ликвидации 24 коммерческих банков, которые не сформировали минимальных уставных фондов. Общие потери банковской системы при этом могут составить, по экспертным оценкам, не менее 150 млн. грн.

Технология выращивания бройлеров

Три года тому назад, когда превращение Украины в уважаемое европейское государство казалось довольно простым и легким делом, тогдашний глава парламентской комиссии по финансам и банковской деятельности Виктор Суслов придумал, как малосильные украинские банки сделать солидными. Законодательно были установлены нормы капитализации - такая себе индустриальная технология по выращиванию бройлеров с контрольными взвешиваниями.

Имеется в виду, что для новых банков минимальный уставный фонд определялся на уровне не ниже 5 млн. экю. Созданные в период банковского бума, то есть гиперинфляции, финансовые учреждения должны были наращивать уставные фонды поэтапно, чтобы к 1 апреля 1999 года выйти на показатель 1 млн. экю.

Собственной властью Нацбанк ужесточил требования к банкам, которые намерены работать на международных рынках. Для получения лицензии НБУ на право отдельных операций для них вводились повышающие коэффициенты.

На протяжении трех лет процесс капитализации более активно проходил в группе средних банков, имеющих лицензии на работу на международных рынках, - они ежегодно проводили эмиссии, наращивали свой капитал. Мелкие банки, особенно региональные, капитализировались слабо. Во-первых, потому, что основные финансовые потоки сконцентрированы в столице. Во-вторых, акционеры этих банков пытались сберечь контрольные пакеты и не торопились «продаваться».

НБУ стимулировал процесс слияния и консолидации небольших банков, поскольку значительно выгодней иметь дело с несколькими десятками сильных финансовых учреждений, чем с двумя сотнями «разномастных», жестко контролировал, как выполняются банковские нормативы. Видимо, эта политика оказалась правильной, если подотчетные НБУ банки уцелели во время финансового кризиса в августе-сентябре в отличие от своих российских собратьев, точное количество погибших среди которых так до сих пор и не известно.

Кстати, в России в основном уцелели как раз... маломощные банки, которые не проводили валютных спекуляций, а работали с реальным сектором - выдавали маленькие кредиты малому бизнесу, зарабатывали деньги на банковских операциях и несказанно радовались каждому своему новому клиенту.

В России также были введены требования к минимальному уставному фонду банка, но затем эти требования были отменены. Любопытно, что в относительно благополучные времена - на 1 августа 1998 года, то есть до начала финансового кризиса, в России действовало 9 коммерческих банков, уставный капитал которых составлял аж... 100 тыс. российских рублей, или по существовавшему на то время валютному курсу - менее $20 тыс.

А на 1 февраля с.г. минимальный уставный капитал в размере от 0,5 млн. до 5 млн. рублей (или от $21 тыс. до $210 тыс.) имело 460 российских банков, или 31,1% от общего количества уцелевших российских банков.

Причем после финансового кризиса представители российского Центробанка призадумались: а не переориентироваться ли на поддержку небольших банчочков, которые, как оказалось, имеют массу достоинств. Во-первых уцелели во время кризиса, во-вторых, занимаются кредитованием и обслуживанием реального сектора и малого бизнеса, а не валютными спекуляциями...

В украинских банковских кругах тоже заговорили о пользе небольших банков, которые не смогли перекрыть свои потери от обесценивания гривни. По данным на начало марта, общие потери только капитала превысили 1 млрд. долларов.

На начало года банков, не имеющих минимального уставного фонда, было 50. Банковский надзор устами зампреда НБУ Александра Киреева призывал «мелкоту» наращивать капитал, объединяться или продаваться, для убедительности приводилась одна из любимых поговорок господина Киреева, лучше звучащая в украинском варианте: «Поки товстий всохне, худий здохне».

НБУ подготовил поправки к закону о банках, где предлагал контроль за процессом наращивания уставных фондов взять на себя. Только банковский надзор знает, чего стоит каждый банк.

Сторонник законодательного контроля за уставными фондами банков и единых требований ко всем банкам Виктор Суслов предложил оставить технологию наращивания уставных фондов прежней, изменив контрольные даты. Окончательно сравняться с европейскими банками украинским теперь предстояло в 2008 году - на эту дату они должны иметь минимальный уставный капитал не ниже 5 млн. экю. Такое предложение прошло в первом чтении и едва не было окончательно принято - не хватило всего лишь нескольких голосов. Если бы вопрос ставился на голосование в сессионном зале не поздно вечером, поправки были бы уже приняты. Тем более, что и Виктор Суслов, и НБУ - за спасение жизни небольших банков. Спор между ними скорее теоретический: кто должен «держать банк».

Но на следующий день в теоретический спор вмешалась фракция коммунистов, нокаутировав сразу обе спорящие стороны, - почему бы и вправду не закрыть банки, раз есть такая норма? «Банки - порождение проклятого империализма, поэтому должны быть уничтожены», - примерно таким были все их аргументы. Хотя среди тех, кто поддерживает нынешних коммунистов, есть люди, которые знают толк в банковских операциях. Однако их «банков в списке нет», а пенсионеры пенсии в банки не несут.

Коммунистический лом...

Логика здесь железная: чем хуже - тем лучше. Более того, коммунисты высказываются о необходимости обратиться в Генеральную прокуратуру с запросом, как выполняется норма закона о наращивании уставных фондов банков. (Почему бы одновременно не поинтересоваться, как выполняется норма закона и Конституции о выплате заработной платы бюджетникам и пенсий пенсионерам?)

Удивительно, что интересы маломощных банков никто особенно не защищал. Довольно спокойно к проблеме отнеслись парламентарии-почетные банкиры: крупным банкам смерть маломощных может быть даже выгодной. Ассоциация украинских банков лелеет надежду постфактум обратиться в суд и «сыграть на том, что в норме закона записано требование капитализации в экю, а не евро, которое введено с нынешнего года».

Правда, Виктор Суслов высказал последнюю надежду на спасение жертвенных банков - не узаконенная парламентом норма может быть введена указом Президента.

Но факт остается фактом: в результате чисто политической демагогии может разразиться банковский кризис. Ведь в банках, которые коммунисты намерены принести на алтарь коммунистической идеи, хранится более 34 млн. гривен, принадлежащих населению. И Национальному банку предстоит найти 34 млн. для выплат вкладчикам - примерно по миллиону гривен на один ликвидируемый банк.

Но это далеко не все потери. Объем вкладов в банке традиционно составляет примерно 10% от суммы активов - денег клиентов, собственных фондов и собственных средств межбанковских кредитов банка; все деньги работают - выданы в качестве кредитов. Падение нескольких банков может спровоцировать цепную реакцию во всей системе. Практика свидетельствует, как только над банком сгущаются тучи - кредиты зашатавшемуся банку никто не возвращает. Эксперты АУБ прогнозируют, что с учетом всех активов, которыми управляют эти банки, общие потери могут составить от 150 до 200 млн. грн.

Есть еще одна тонкость. В список штрафников попали частные банки, принадлежащие сильным мира сего, с ними весьма тесно связаны и высокопоставленные парламентарии. Однако против лома, как говорится...

Процесс ликвидации коммерческого банка - процедура довольно длительная и, к сожалению, совершенно не «прописана» с юридической точки зрения. До сих пор не сведены ликвидационные балансы банков, погибших года три-четыре назад. Причем никто из кредиторов этих банков не получил обратно свои деньги в полном объеме.

Согласно законодательству, кредиторы банков-заложников имеют полное право подать иски к НБУ, а также к Генеральной прокуратуре, если она по требованию коммунистов предпишет закрыть маломощные банки. Акционеры ликвидируемых банков имеют все возможности потребовать разбирательства Конституционного суда, поскольку налицо явное противоречие закону о собственности.

Заместитель председателя НБУ Александр Киреев в разговоре с автором этих строк отметил, что с переходом украинской банковской системы на международные нормы бухучета минимальный уставный фонд потерял свое значение, как и контрольные даты по его наращиванию. Г-н Киреев подчеркнул, что оставлять экономический норматив в руках политических партий весьма опасно, и пообещал «не ликвидировать огульно все 24 банка», которые не сформировали минимальных уставных фондов. «Однако закрыть несколько банков, которые давно на ладан дышат, придется», - признался зампред.

Как стало известно из околобанковских источников, готовится соответствующее постановление НБУ, однако пока нет ясности, для скольких и каких именно банков будут созданы ликвидационные комиссии…