UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЗАРАБОТАННОЕ — ТОМУ, КТО ЗАРАБОТАЛ

Редко какое совещание обходится сегодня в Харькове без слова «бюджет». Если раньше харьковчане в ...

Автор: Антонина Мазница

Редко какое совещание обходится сегодня в Харькове без слова «бюджет». Если раньше харьковчане в общем-то не очень интересовались состоянием доходных и расходных статей главного экономического закона страны, заложенными в него нормативами отчислений, оставляя это специалистам, то нынче ситуация в корне иная. И поверьте, в полуторамиллионном городе сегодня хорошо разбираются, из какого бюджета финансируются больницы, к кому идти за субсидиями, от кого зависит выплата пенсий, стипендий, а также повышение тарифов за коммунальные услуги или за проезд в транспорте. Социальные выплаты в бюджетах самих городов достигают прямо-таки неприличных размеров. Если в былые годы на социально-культурные нужды Харькова отводилось порядка 50-60 процентов его бюджета, то ныне расходы на содержание учреждений образования, культуры, спорта составляют порядка 80 процентов. Для сравнения: на жилищно-коммунальное хозяйство идет 10,5, на строительство - 3,6 процента. Вопрос, где взять средства, в городе звучит все чаще и уже приобретает критическое звучание. Остро нужны финансы на ремонт дорог, закупку трамваев и троллейбусов, ремонт зданий и лифтов, не говоря уже о таком банальном, но крайне необходимом, как вывоз мусора или освещение улиц.

За прошедшие девять месяцев этого года на территории Харькова собрано 999,8 млн. гривен, из них непосредственно в бюджете города осталось всего 239,9 млн. Доходная часть консолидированного бюджета исполнена на 75,5 процента, то есть расчетная цифра вроде бы нормальная. Но при этом реальных денег получено лишь 143,9 млн. гривен, или 59,6 процента от общей суммы доходов. Анализируя поступления, нельзя не заметить, что основная масса доходов идет в бюджет по четырем видам: плата за землю, местные налоги и сборы, подоходный налог с граждан и налог на прибыль. Но при этом, если из мобилизованных в Харькове 193 млн. гривен налога на прибыль городу осталось всего 6,5 процента (этот норматив закреплен облсоветом), а подоходного налога из собранных 119,4 млн. в муниципальном бюджете оставлено всего 26,4 млн. И таких примеров немало.

Харьковчане убеждены: областным центрам следует оставлять больше средств для развития. А при нынешних крохах особо не развернешься. В октябре задолженность городского бюджета составляла 35,8 млн. гривен, из них 25 млн. - долг по субсидиям и льготам ветеранам, 6,2 млн. - задолженность по зарплате работникам бюджетных организаций. Казалось бы, при месячном фонде оплаты труда в 9 млн., это не так уж и много, но если проанализировать задолженность районных бюджетов, то окажется, что в Октябрьском и Орджоникидзевском районах зарплата работникам здравоохранения выплачивается еще за июль.

Увеличилась с начала года и недоимка по платежам во все виды бюджетов: на сегодня она составляет 294 млн. гривен.

В городе предпринимают все меры для выполнения бюджета-99 (ожидаемое исполнение - порядка 318 млн. гривен при утвержденном первоначально плане в 317 млн.). Но параллельно идет формирование бюджета на 2000 год. Полученные регионом контрольные цифры неутешительны, их абсолютная сумма такая же, как и в 1997-99 годах, то есть порядка 700 млн. гривен. И это при том, что исполнение бюджета значительно превышает этот показатель (по области - свыше 1 млрд. гривен, по городу - порядка 400 млн.). По расчетам экономистов, потребность региона оценивается в 1,5 млрд. гривен. Это при том, что область собирает 1,9 млрд.

- На бюджете региона сказывается изменение сумм налога на прибыль по газодобывающей и перерабатывающей промышленности, - говорит Татьяна Таукешева, начальник главного управления бюджета и финансов Харьковского горисполкома. - Юридические лица теперь находятся в Киеве, харьковские структуры значатся как филиалы. Поэтому если за прошлый год в регионе было мобилизовано прибыли свыше 600 млн. гривен, то ожидаемый показатель этого года - всего 435 млн. Но даже в такой ситуации Минфин прогнозирует на 2000 год получение областью 570 млн. гривен из этого источника, являющегося одним из основных для доходной части бюджета. Для региона просто-таки жизненно необходимо увеличение норматива отчислений от общегосударственных источников доходов: налога на прибыль, подоходного налога с граждан, акциза, с тем чтобы объем бюджета превысил 1 млрд. гривен. Коренного изменения требует и порядок формирования бюджетов местного самоуправления. Если бы сводный бюджет страны был составлен в соответствии с бюджетной резолюцией, то контрольная цифра для Харькова была бы порядка 400 млн. гривен. Это тот уровень, который дал бы возможность городу жить. Мы понимаем, что добиться всего сразу невозможно, но надеемся, что хотя бы отдельные предложения Ассоциации городов Украины будут реализованы, и за органами местного самоуправления удастся закрепить местные налоги и сборы, плату за землю, средства от приватизации коммунальной собственности. Для Харькова это дополнительно 74 млн. гривен, что даст возможность ну хоть как-то развиваться, ремонтировать дороги, поддерживать коммунальную собственность, чего мы в последние пять-семь лет в полном объеме не делаем.

Сегодня органы местного самоуправления предлагают, чтобы в законе о госбюджете были определены нормативы для муниципальных бюджетов. Бюджетный комитет Верховной Рады Украины, Ассоциация городов просчитали эти нормативы на 643 бюджета. Найдет ли данная позиция поддержку в окончательной редакции закона, пока сказать трудно. Пока борьба сводится по сути к тому, чтобы в сводном бюджете-2000 доля местных бюджетов составляла не менее 40 процентов.