Нацбанк мог стабилизировать курс, если бы ограничил возможность банков для валютных спекуляций, ввел запрет на формирование валютных резервов под активы в долларах, своевременно ввел 100% продажу экспортной выручки, а также сократил со 180 до 90 дней сроки расчетов по экспортно-импортным контрактам, считает заместитель председателя НБУ Александр Савченко.
По его словам, первый очевидный шаг, который должен был предпринять НБУ для стабилизации ситуации на валютном рынке, — это ограничить возможность банков для валютных спекуляций.
«Ведь то, что хорошо в нормальной ситуации, когда чем больше спекулянтов, тем больше ликвидность рынка и более адекватен рыночный курс, становится очевидной проблемой в условиях, когда рынок разбалансирован паникой и другими кризисными явлениями», — отметил он.
Савченко убежден: прежде всего необходимо было снизить норматив открытой длинной валютной позиции, ограничив возможности для банков покупать и продавать валюту за счет собственных средств.
«Поэтому очевидными были предложения не только сократить как минимум вдвое лимит открытой длинной валютной позиции непосредственно банков, но и очистить их от внебалансовых статей, введя отдельный норматив. Я предлагал это сделать сразу после начала явных девальвационных тенденций», — подчеркнул зампредседателя НБУ.
При этом он отметил, что данную норму необходимо было ввести минимум четыре месяца назад. Это повысило бы предложение валюты на рынке минимум на 3-4 миллиарда долларов, одновременно ограничив возможность дополнительно зарабатывать на резких колебаниях курса, уверен Савченко.
Вторым шагом НБУ, по его мнению, должен был быть запрет на формирование валютных резервов под активы в долларах или в какой-то другой иностранной валюте.
«В портфелях наших банков валютные кредиты имеют очень большой удельный вес. Поэтому по мере ухудшения качества этих портфелей у банков появилась необходимость дополнительно наращивать свои валютные резервы под эти кредиты. Чем был сформирован очень значительный дополнительный спрос на доллар», — пояснил Савченко.
При этом он отметил, что переход к формированию резервов исключительно в гривне необходимо было осуществить задолго до кризиса.
Кроме того, НБУ должен был моментально ввести 100% обязательную продажу экспортной выручки. Однако сейчас, по мнению зампредседателя НБУ, такие действия предпринимать нецелесообразно, так как основной отток валюты уже произошел.
«Вводить эту норму сейчас уже не имеет особого смысла. Отчасти потому, что вся валюта, которая хотела убежать, уже в основном убежала. Да и курс уже попросту не может дальше расти — он и так уже зашел далеко за рамки здравого смысла», — отметил он.
Также, необходимо было сократить сроки расчетов по экспортно-импортным контрактам со 180 до 90 дней. При этом заместитель председателя НБУ уточнил, что сейчас этот вопрос находится в компетенции Минэкономики, что значительно затягивает принятите такого решения, поэтому необходимо вернуть эту функцию НБУ.
«Все это — очевидные и нормальные меры, которые необходимо было своевременно принять. Тогда бы мы не имели такой ситуации с курсом», — подчеркнул Савченко.
Подробнее читайте в интервью Юрия Сколотяного с Александром Савченко в свежем номере «ЗН».