На сегодняшний день существуют значительные разногласия между законодательными актами в сфере государственных закупок, а именно между Порядком проведения государственных (публичных) закупок и Законами Украины "О публичных закупках" (от 25.12.2015 г. №922-VIII) и "О защите экономической конкуренции" (от 11.01.2001 г. №2210-III).
Сегодня благодаря искусственно созданным ограничениям и непрозрачности требований наше государство теряет на некоторых категориях товаров, прежде всего, электронике, примерно 30–70% от суммы объявленных тендеров. Более того, сама система, регулярно требующая повторного предоставления документов, которые доступны в государственных реестрах или могут быть введены однократно, существенно осложняет участие в закупках прозрачных компаний, поскольку это требует дополнительного времени. А обжалование недобросовестных решений за деньги (5 тыс. грн) уменьшает желание добиваться справедливости.
Согласно ст. 3 Закона Украины "О публичных закупках", закупки должны осуществляться по следующим принципам:
- добросовестная конкуренция среди участников;
- максимальная экономия и эффективность;
- открытость и прозрачность на всех стадиях закупок;
- недискриминация участников;
- объективная и беспристрастная оценка тендерных предложений;
- предотвращение коррупционных действий и злоупотреблений.
Тендерные (публичные) закупки через торговую площадку ProZorro должны дать возможность государству сэкономить государственный бюджет, а предприятиям - зарабатывать в условиях честной, добросовестной конкуренции. Но, по нашим оценкам, только по отдельным тендерам в категории "планшеты, мобильные телефоны" наше государство потеряло не менее
3 млн грн в период с января по май 2019 г.
Рассмотрим случайные объявления на проведение публичных закупок мобильных телефонов и планшетов. Например, ожидаемая стоимость закупки составляет 390 тыс. грн. Количество товаров - 65 единиц. Соответственно, стоимость одной единицы - 6 тыс. грн. Согласно тендерной документации, предметом закупки является мобильный телефон модели Huawei P Smart. При этом есть четкое указание, что замена на аналогичный товар и товар других производителей не допускается.
В п. 3 ч. 2 ст. 22 Закона Украины "О публичных закупках" указано, что техническая спецификация предмета закупки в тендерной документации не должна содержать ссылки на конкретную торговую марку или фирму, патент, конструкцию или тип предмета закупки, источник его происхождения или производителя. В случае, если такая ссылка необходима, она должна быть обоснована, а спецификация должна содержать выражение "или эквивалент".
Но в тендерной документации вышеупомянутой закупки мы не найдем обоснования необходимости ссылки на конкретную торговую марку. А, следовательно, нарушается принцип недискриминации участников и добросовестной конкуренции.
Также имеет место нарушение принципа максимальной экономии и эффективности. Мы проанализировали рынок смартфонов с техническими характеристиками, соответствующими указанным в тендерной документации, но других, более дешевых торговых марок. Средняя стоимость таких телефонов - 2210 грн. А теперь выведем общую стоимость на 65 единиц. Она будет составлять 143 650 грн. Как видим, в этом случае государство переплачивает целых 246 350 грн.
Также заслуживает внимания такая разновидность процедуры закупки, как отчет о заключенном договоре. Он дает основания говорить о нарушении таких принципов, как открытость и прозрачность на всех стадиях закупок и предотвращение коррупционных действий и злоупотреблений.
Ведь на основании тендерной документации мы не можем исследовать, какие именно технические и качественные характеристики заказчик хочет видеть в предмете закупки, и с какой целью осуществляется эта закупка. Возможно, требования несколько завышены, чтобы повысить общую стоимость закупки. Это, в свою очередь, нарушает открытость и прозрачность закупок.
Также заказчики при такой разновидности закупок чаще всего ориентируются на какого-то конкретного поставщика, что может свидетельствовать о наличии коррупционных действий и злоупотреблении со стороны должностных лиц. Ведь речь идет о немалых средствах, выделенных из государственного бюджета. Мы считаем, что все публичные закупки нужно проводить в форме открытых торгов и не ориентируясь на конкретную торговую марку. В таком случае это обеспечит прозрачность процедуры и добросовестную конкуренцию среди субъектов хозяйствования.
В качестве примера можем привести объявление о закупке планшетов UA-2019-05-02-000396-c. Ожидаемая стоимость закупки - 114 600 грн. Количество товаров - 12 единиц. Соответственно, стоимость единицы - 9950 грн. Если проанализировать рынок планшетов, то можно увидеть, что средняя стоимость 10-дюймового планшета со средним уровнем качественных характеристик составляет 4100 грн. Переплата в этом случае - 58 500 грн.
Продемонстрируем в таблице возможные суммы переплат из государственного бюджета в денежном и процентном соотношении на примере государственных закупок в форме допороговых закупок и отчета о заключенном договоре.
Как видим, суммы немалые, и это только за первую половину 2019 г. И такое присвоение государственных средств за счет государственных закупок происходит ежедневно. Даже обращение в соответствующие государственные органы, а именно в Антимонопольный комитет, Национальное антикоррупционное бюро, Счетную палату и Министерство экономического развития и торговли не дает никаких результатов. Реакции нет.
По нашему мнению, для решения этой проблемы необходимо следить за тем, чтобы государственные заказчики в тендерной документации не указывали конкретных торговых марок, четко обосновывали необходимость закупки тех или иных товаров и прописывали минимальные технические и качественные характеристики для определенного вида товара, способные удовлетворить потребности заказчика, дабы обеспечить конкурентоспособность других поставщиков и сэкономить государственные средства. Ввести штрафы за нарушение требований к тендерной документации. Пересмотреть положения Закона Украины "О публичных закупках" на предмет упрощения участия в процедуре закупок, а именно в подаче тендерной документации. Отменить такой вид процедуры закупки, как отчет о заключенном договоре, оставить только открытые торги, чтобы обеспечить настоящую прозрачность. Изменить содержание п. 6.4 Порядка осуществления допороговых закупок, а именно закрепить запрет указывать конкретную торговую марку, вместо этого обязать ссылаться исключительно на необходимые технические и качественные характеристики предмета закупки.