UA / RU
Поддержать ZN.ua

Ярослав КИНАХ: «ВСЕ ИДЕТ ПО ПЛАНУ

Нынешний старший банкир и глава украинского представительства Европейского банка реконструкции ...

Автор: Александр Гуревич

Нынешний старший банкир и глава украинского представительства Европейского банка реконструкции и развития Ярослав Кинах родился в Австрии, а вырос в канадском Монреале, где и закончил в 1967 году университет Конкордия со степенью бакалавра экономических наук. Через два года он уже получил степень магистра бизнеса и администрации в школе бизнеса Колумбийского университета. Ну а затем - свыше 20 лет карьеры в торонтском «Доминион Банке», в котором был пройден путь от рядового сотрудника до президента.

В 1992 году Я.Кинах основал частную компанию «Велес Консалтинг Корпорейшн», которая специализировалась на организации финансирования, включая международное, и развитии различных предприятий. Деятельность ее была сосредоточена в Украине, а клиентами являлись главным образом американские фирмы и правительство Канады. Получив таким образом солидный опыт в налаживании сотрудничества между зарубежными правительственными и предпринимательскими кругами, с одной стороны, и их украинскими визави - с другой, господин Кинах был «обречен» на предложение занять тот пост, на котором он и пребывает с января 1995 года.

- Господин Ярослав, позвольте прежде всего поздравить вас с новосельем в этом прекрасно реконструированном (что вполне гармонирует с названием вашего Банка) здании в историческом ядре Киева, рядом с Софийским собором. Желаю вам впредь успешно реализовать и вторую часть названия Банка, то бишь как можно шире развивать сотрудничество…

- Большое спасибо, мы действительно очень довольны своим новым помещением. Но если честно, то еще не совсем привыкли к нему: ведь в нашем прежнем офисе при гостинице «Национальная» было очень тесно. Так что новое помещение символизирует не только статус Банка, но и наши большие планы в Украине. Купив это здание, Банк сделал тем самым инвестицию, которая как бы подчеркивает важность Украины для ЕБРР.

- Ну а теперь самый актуальный на сегодня вопрос: как вы оцениваете уровень подготовки Киева к ежегодному собранию совета управляющих ЕБРР? Почему все-таки, говорят, стоял вопрос о переносе встречи в Лондон?

- Мы считаем, что все идет по плану, и убеждены в том, что все положенное будет украинской стороной выполнено в срок. Ведь, образно говоря, невооруженным глазом видно, как хорошеет город, обновляются улицы и даже деревья «реконструируются». Банк, со своей стороны, тоже готов к надвигающемуся событию: все необходимые приглашения разосланы. Таким образом, на сегодняшний день мы не ожидаем возникновения каких-либо серьезных проблем и, тем более, неприятностей. Вероятно, раньше и имели место слухи о возможном переносе данного мероприятия в Лондон, но, к счастью, это оказались только слухи. Во всяком случае, с нашей стороны не было никаких сомнений в том, что киевский саммит состоится.

- Почему, на ваш взгляд, именно Украина оказалась четвертым «нелондонским» хозяином саммита ЕБРР?

- Во-первых, потому, что она является второй по объемам инвестиций страной операций Банка после России. Во-вторых, потому, что Украина обладает колоссальным незадействованным потенциалом. Поэтому свою главную задачу мы видим в том, чтобы дать ощутимый толчок несколько заторможенным преобразованиям в этой стране. А для этого нужно было ее представить мировому бизнесу в наиболее выгодном свете, чтобы деловые люди со всего мира собственными глазами увидели то, что у вас здесь происходит. Ведь давно известно: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать или прочесть. Я и мои коллеги уверены: приехав сюда, зарубежные банкиры и предприниматели удостоверятся, насколько велик ваш человеческий, кадровый потенциал. Но чтобы убедить их сюда приехать, нужно было организовать хороший повод. Им-то и стало ежегодное собрание совета управляющих ЕБРР.

- А помимо весьма ценных кадров, что еще может заинтересовать здесь иностранных инвесторов?

- В первую очередь - целый ряд крупных производств самого разного профиля. Да, сегодня большинство из них пребывает не на том уровне, который способен обеспечить им мировую конкурентоспособность. Но возможности - огромные. Нужен капитал обновления, или, опять-таки по аналогии с названием нашего Банка, капитал реконструкции и развития, включая его человеческую составляющую - современный менеджмент. Те же соображения касаются и экономической инфраструктуры.

Конечно, работать на украинском рынке очень непросто. Об этом говорят и зарубежные бизнесмены, и местные. К главным препонам я бы отнес триаду из сурового налогового режима, нестабильного и тяжеловесного законодательства, наконец, чрезвычайно развитого бюрократизма и зарегулированности предпринимательства. И все же, несмотря на весь этот «бег с препятствиями», многие предприятия успешно работают в новой среде, в чем я неоднократно убеждался во время своих многочисленных поездок по стране. Поэтому можно себе представить, как оживет экономика Украины, когда будут ликвидированы перечисленные выше преграды.

- Согласны ли вы с утверждением председателя оргкомитета грядущего собрания Олега Таранова, что Украину после завершения последнего ожидает инвестиционный бум?

- Нет, не согласен. И прежде всего по причине сохранения тех неблагоприятных условий инвестирования, о которых только что шла речь. Конечно, эти условия постепенно улучшаются, но не настолько, чтобы вызвать этот самый бум. Деньги, как и люди, ищут, где им лучше в плане минимальных налогов и чиновничьих поборов, с одной стороны, и максимальной правовой защищенности, с другой. Вот почему в Украину за 7 лет пришли всего $2 млрд. прямых инвестиций, а в Польшу - $3-4 млрд. ежегодно. И это при том, что украинский промышленный потенциал, пожалуй, выше польского.

В чем господин Таранов прав, так это в том, что после ЕБРР-98 украинский рынок станет для многих иностранных бизнесменов более «родным». В этом я убедился на собственном опыте: после многочисленных знакомств с потенциальными реципиентами наших капиталовложений мне теперь не нужны посредники - достаточно, чтобы я убедил сам себя в целесообразности той или иной инвестиции.

- Давайте теперь перейдем к конкретным инвестициям. Какова нынешняя «боевая» обстановка на игровом поле, где выступают команды под названием «Украина» и ЕБРР?

- Сегодня Банк «разыгрывает» около 24 проектов на общую сумму порядка $600 млн. В стадии подготовки - еще порядка 20 проектов на сумму около $1 млрд. Хотя наши кредиты распределены между государственным и частным секторами, душа, как говорится, все же лежит больше к частному. Наиболее крупные проекты сосредоточены в энергетике, связи, пищевой промышленности и в сфере кредитной помощи малым и средним частным предприятиям разных секторов экономики.

- Раз уж мы коснулись энергетики, то наиболее остро стоит сегодня вопрос о закрытии Чернобыльской АЭС и компенсации ее мощностей. Как известно, здесь возникли определенные трения между правительством Украины и руководством Банка. Какова ситуация в данный момент?

- Политика Банка исходит из договоренности по этому вопросу между Украиной и «большой семеркой». Последняя и обратилась к ЕБРР с просьбой профинансировать строительство дополнительных реакторов на Хмельницкой и Ривненской АЭС. При этом, напомню, должен быть соблюден ряд критериев: 1) минимизация затрат (недавняя экспертиза подтвердила выполнение Украиной этого требования, причем сумма оказалась равной $1,3 млрд.); 2) обеспечение надежного контроля расхода топлива и других международных стандартов; 3) выполнение экологических требований; 4) самоокупаемость проекта. Ситуация с последним критерием нас пока не совсем удовлетворяет, ибо когда имеешь дело с госсектором, то госгарантии обычно не являются достаточно надежным фактором.

- Что еще сдерживает начало финансирования данного проекта?

- Внутренние процессы в самом Банке. Мы надеемся, что в конце мая или начале июня состоится первое заседание по этому вопросу. При позитивном решении следующим этапом станет более детальная экспертиза проекта, после чего совет управляющих сможет вынести окончательное решение. При этом он обычно прислушивается к мнению руководства Банка. И, наконец, еще одно важное условие утверждения проектов, связанных с ядерной энергетикой, - их широкое обсуждение местной общественностью. Поэтому в течение двух-трех месяцев в Украине должна пройти такая дискуссия. Словом, даже при благоприятном развитии событий процесс утверждения проекта, скорее всего, продлится до конца года.

- В проекте выступления Леонида Кучмы 12 мая перед вновь избранным парламентом последний раздел называется «Перечень первоочередных мер, которые будут осуществляться органами исполнительной власти». Какие меры вы бы лично туда вписали?

- Мне трудно судить о всем блоке экономических задач. Поэтому с точки зрения интересов той сферы, которой я занимаюсь, это - опять-таки внедрение щадящих и эффективных налогов, прозрачного и экономного законодательства, а также всеукраинской «свободной зоны» для любого легального бизнеса.