UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВЗЯТЬ БЫ ЛЬГОТЫ ВСЕ ДА И СЖЕЧЬ

Несмотря на принятый Бюджетный кодекс, определивший правила игры на финансовом поле, «выбивание» средств у Киева по-прежнему остается действенным методом наполнения местных бюджетов...

Автор: Нина Перстнёва

Несмотря на принятый Бюджетный кодекс, определивший правила игры на финансовом поле, «выбивание» средств у Киева по-прежнему остается действенным методом наполнения местных бюджетов. Как и прежде, наверху принимают законы, решения, постановления, которые уменьшают доходную или увеличивают расходную часть местной казны. Как, впрочем, и государственной. При этом компенсировать потери местным бюджетам никто не спешит. Особое напряжение создают льготы, предоставленные державой предприятиям и населению. Попытки же территорий восполнить зияющую брешь зачастую заканчиваются ничем.

И все же депутаты Одесского облсовета на июльской сессии приняли два обращения к Верховной Раде. Они просят добавить области денег на льготы и субсидии для населения. И уменьшить плановый показатель налогов, которые область должна собрать в госбюджет. С их точки зрения, сумма эта нереальна и ее следует привести в соответствие с фактическим поступлением средств, учтя при этом льготы, предоставленные государством. Заодно одесситы хотят показать, что цифры, спущенные для области Минфином, не стыкуются с реальным положением дел. И теперь, когда близится сражение за бюджет-03, важно, чтобы их аргументы были услышаны.

Кстати, о льготах, которые ежегодно подкашивают местные бюджеты, речь шла и на заседании Ассоциации городов Украины, состоявшемся в июле в Ильичевске. Мэры городов тоже приняли обращение к Президенту страны, председателю Верховной Рады и премьер-министру Украины с просьбой установить мораторий на принятие в 2003 году законов, которые уменьшают доходную или увеличивают расходную часть местных бюджетов без соответствующей компенсации.

Что показали итоги семи месяцев?

Итак, в этом году Одесщина, согласно закону о госбюджете, должна перечислить в государственную казну в виде налогов и сборов 1,6 млрд. грн. В случае перевыполнения этой суммы 50% собранных сверх плана средств остается в области. Таким образом государство дает территориям дополнительные денежные резервы и заинтересовывает в увеличении налоговых поступлений в госбюджет. Но вся проблема в том, что другой рукой оно предоставляет плательщикам налогов всевозможные льготы, что делает выполнение плановых заданий практически недостижимым. В целом по области только за первый квартал этого года сумма льгот, предоставленных плательщикам, составила 629,8 млн. грн. Получается, что область должна искать дополнительные резервы, чтобы компенсировать эти недопоступления. О перевыполнении в такой ситуации речи уже нет. Об интересе работать над увеличением поступлений в госказну — тоже. Ибо установленную Киевом планку взять нереально.

Вот данные по налогам, собираемым ГНАУ в Одесской области. В госбюджет за январь—июль удалось наскрести только 455,4 млн. грн. То есть, план выполнен на 78,7%. Это меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 12,8 млн., а если брать «живыми» деньгами, то на 44,8 млн. Портят картину все три основных налога: на прибыль предприятий, НДС и акцизный сбор.

Ситуация с НДС просто катастрофическая. За первое полугодие удалось собрать только 40,1 млн грн. при плане 77,1. Но к концу года эта сумма может запросто «сгореть». Причина известная — на сегодняшний день государство задолжало предприятиям области по возмещению НДС 650 млн. грн. И многие в связи с этим обратились в суд. 79 исков на 113,9 млн. были удовлетворены. Однако госбюджет смог заплатить только половину. Иски продолжают поступать. Только в первом квартале вынесены решения в пользу плательщиков налогов на 3,8 млн. грн.

Основная причина такого удручающего положения — льготы по НДС. Потери от них только за январь—март составили около 522 млн. грн.

Вообще в области считают, что Киев при формировании бюджета не учитывает динамику снижения базы по НДС, которая падает год от года. Если в 2000-м по области было насчитано 25,5 млн. грн. налога, то в 2001-м — минус 124,1 млн. по причине невозмещенного НДС. В первом квартале этого года — минус 65 млн. грн. Так что если не принять срочных мер, то падения не остановить, это очевидно даже на уровне региона. Чтобы выбраться из долговой ямы, налоговики предлагают в первую очередь сократить количество льготников. И изменить порядок возмещения НДС.

Не лучше ситуация и с налогом на прибыль предприятий. За семь месяцев бюджет недосчитался 66 млн. грн. Конечно, свою пагубную роль в этом снижении сыграли и обстоятельства чисто экономического характера. К примеру, у самого крупного налогоплательщика — Одесского припортового завода, который дает 20% всех поступлений от налога на прибыль, отчисления в янврае—июне сократились на 72,2 %, то есть на 51,2 млн. грн., по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это связано с падением мировых цен на продукцию, выпускаемую заводом (карбамид и аммиак) и ростом цен на основное сырье — газ. Ильичевский морской торговый порт перечислил налога на прибыль на 9 млн. грн. меньше — по причине падения объемов грузопереработки. Но все же основной удар нанесли льготы. Только за первый квартал 2002 года они достигли 61 млн. грн. В течение года эта цифра может подскочить до 250 млн. Ведь в прошлом году льгот по налогу на прибыль было предоставлено на 251,1 млн.

Сильнее других дырявит казну льгота по налогу на прибыль для предприятий, инвестирующих средства в строительство жилья для военнослужащих. Это когда отчисления от прибыли идут не в казну, а на строительство жилья. В прошлом году по этой причине бюджет лишился почти 92 млн. грн., в позапрошлом — 57,5 млн. В области более 70 крупных плательщиков налогов (порты, заводы, железная дорога...), которые заключили соглашения на инвестирование строительства жилья для военных; за первое полугодие на эти цели они перечислили свыше 24 млн. Правда, существуют ограничения. Согласно постановлению Кабмина, в этом году они могут инвестировать до 85 млн. Но все равно цифра немалая. Так что можно прикинуть годовые бюджетные потери…

Несмотря на то что налог на прибыль и другие общегосударственные налоги и сборы напрямую в местную казну не поступают, от их снижения страдают и местные бюджеты. Как известно, государство часть поступлений от этих налогов, собранных на территории области, возвращает ей же в виде дотации для выравнивания местных бюджетов. На этот год дотация определена в размере 173 млн. грн. Возврат происходит по ежедневному нормативу от тех денежных средств, которые поступают на счет казначейства. Так вот, отчисления от прибыли, которые инвестируются в строительства жилья, на этот счет не поступают. Они идут напрямую заказчику жилья. Следует сказать, что существующая схема приводит и к другим перекосам. И прежде всего к нецелевому использованию инвестиционных средств. При этом можно наблюдать различные манипуляции с приобретением недостроенного жилья через посредников по завышенным ценам.

Во время визита в Одессу вице-премьера Украины Василия Рогового в июне этого года одесситы еще раз озвучили проблему льгот. Судя по заявлению высокого киевского гостя, правительство в будущем году предусматривает отмену целого ряда льгот, в том числе по строительству жилья для военнослужащих. «Мы намерены, — подчеркивал вице-премьер, — предусмотреть прямое бюджетное финансирование строительства жилья для этой категории граждан, что улучшит ситуацию с поступлением налога на прибыль, который катастрофически падает».

Однако известно, что вопрос об отмене льгот поднимается ежегодно и ежегодно государство обещает их отменить. Но результат пока что таков: по итогам первого квартала 2002 года сумма льгот в 3,1 раза больше суммы налогов, поступивших в бюджет. Во всяком случае, по Одессой области.

Откуда взяться «живым» деньгам?

Если льготы для предприятий бьют по казне, то льготы для населения — по предприятиям. Прежде всего жилищно-коммунальным. Ну а бьют, разумеется, оттого, что нет денег. В этом году Одесской области установлена субвенция из госбюджета в размере 88,8 млн. грн. на предоставление льгот и субсидий населению по оплате за энергоносители и жилищно-коммунальные услуги и услуги связи. Однако проблема в том, что эта сумма не только не учитывает 90 млн. прошлогоднего долга, но и не обеспечивает текущую потребность. Более того, значительная часть этих средств — виртуальна. В первом полугодии область получила «живыми» деньгами только 13,7 млн. грн. А 39,6 млн. прошли путем взаимозачетов с НАК «Нефтегаз Украины» согласно постановлению Кабмина.

Данная схема привела к большим перекосам в расчетах за энергоносители. Районы, где газификация на уровне 6%, получили копейки. Зато газифицированные, в особенности Одесса, свой годовой лимит уже выбрали. Но проблем меньше не стало. Одессе на этот год положено 22,1 млн. грн. Зачетами проведено 20,8 млн., а деньгами получено 1,3 млн. При этом долг города по возмещению убытков предприятиям от предоставления населению льготных комуслуг и энергоносителей составляет 21,4 млн. Аналогичная ситуация в других городах и районах. В целом по области долг по льготам и субсидиям — 79,2 млн. грн.

Проблема еще и в том, что в этом году для определенной категории граждан законом о госбюджете льготы предусмотрены не были. Но по решению Конституционного суда они затем были восстановлены. Теперь для выполнения этого решения Одесской области необходима дополнительная сумма — 45 млн. грн. С учетом ее, а также долга прошлого года область просит увеличить ей субвенцию на 135 млн. грн.

Как известно, деньги на льготы и субсидии государство берет из поступлений от платы за транзит газа по своей территории. Предприятия, осуществляющие транспортировку голубого топлива, имеют просроченную задолженность и должны платить пеню. За счет нее местные депутаты и предлагают увеличить субвенцию. Причем речь идет в основном о «живых» деньгах. Вообще область выступает категорически против взаимозачетов. И не только потому, что такая схема ведет к перекосам в расчетах за энергоносители по районам области. Для выплаты зарплаты, проведения ремонтов и других хозяйственных нужд предприятиям нужны деньги реальные, а не виртуальные. К тому же зачетные схемы плохо поддаются проверке, ведут ко всякого рода нарушениям.

Судя по заявлению представителей Минфина, озвученному на заседании Ассоциации городов в Ильичевске, проблема льгот и субсидий рассматривается сегодня как одна из главных. И более в широком плане. Ибо вопрос не только в том, как платить, но и кому платить. К примеру, льготы по профессиональному признаку — наибольшая беда. Ненормальным является и положение вещей, при котором льгота предоставляется ветерану, с которым проживают еще несколько человек. Или оказывается помощь ребенку, который занимается в учебном заведении на платной основе. То есть, Минфин намерен предложить депутатам вернуться к рассмотрению этих вопросов.

Что касается возмещения платы за энергоносители, коммунальные и другие услуги, которые не могут быть завязаны на расчеты за газ, то до конца года эту проблему вроде бы намерены урегулировать. По данным Министерства финансов, первое полугодие показало, что наметился спад в начислениях по субсидиям. А это значит, что до конца года финансисты будут иметь ресурс, который позволит снять существующий дисбаланс. Помимо этого, было заявлено, что готовится постановление о разделении субвенций на льготы и субсидии, что тоже, по идее, принесет положительные результаты.

Будем надеяться, к концу года выход из ситуации все же найдут. Но что делать в оставшиеся пять месяцев? Сессия облсовета наряду с вопросом об исполнении областного бюджета рассматривала и вопрос о подготовке к зиме жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса. Так вот, долги за энергоносители огромные, в них сидят и долги по льготам и субсидиям.

Естественно, возникает вопрос, что будет зимой, если сейчас города и районы по нескольку часов остаются без электричества. В самой Одессе горячую воду отключили еще в мае. А в других городах подают по часам холодную.