Всем, кто понимает эзопов язык наших чиновников, сегодня совершенно понятно: решение о повышении коммунальных тарифов в 2024 году висит на волоске. 30 января премьер-министр Украины Денис Шмыгаль сообщил: «Все тарифы до конца отопительного сезона, как мы и обещали, останутся абсолютно неизменными». Простыми словами это значит, что после 15 апреля, когда суммы расчетов за тепло исчезнут из платежек, тарифы поднимут. Понятно, что летом рост тарифов на воду, газ или электричество население уже не будет воспринимать так драматично.
Этот нехитрый маневр — не изобретение нынешней власти, большинство предыдущих повышений происходило в стране именно в теплые месяцы, но на этот раз ситуация особая — война. Как бы ни убаюкивал страну президент Владимир Зеленский, который стабильно отменяет драконовские решения Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, тарифы почему-то предательски ползут и ползут вверх.
Страсти вокруг моратория
Напомним, что мораторий 2022 года на повышение цен на коммунальные услуги касался лишь тарифов на газ и отопление вместе с горячей водой, об остальных услугах речи не было. Однако Кабинет министров и президент Зеленский наложили неформальный, но действенный, я сказал бы, «авторитетный» мораторий на рост тарифов, в частности, на воду.
Традиционно НКРЭКУ ежегодно в декабре повышала тарифы для водоканалов Украины на следующий год. В основе изменений лежали три компонента, служившие объективными внешними факторами, независимыми от водоканалов. Это рост минимальной зарплаты, что меняет всю тарифную сетку; перманентное повышение стоимости электроэнергии для бизнеса и стоимости преимущественно импортных химреагентов для очистки воды.
Такое повышение произошло и 27 декабря 2022 года — НКРЭКУ увеличила тариф в среднем на 30%, однако по неизвестным причинам через три дня, 30 декабря, комиссия отменила свое решение и отправила проект постановления «на доработку». Тогда одно близкое к власти информагентство написало: «После негативной реакции со стороны общества от этого решения Нацкомиссия отказалась». Очевидно, агентство, как и власть, надеялось, что в следующий раз потребители будут встречать увеличение тарифов бурными аплодисментами.
Вторую попытку поднять цены на воду Нацкомиссия осуществила «после продолжительных консультаций» через полгода, 29 июня 2023-го. Согласно этому решению тарифы на услуги 34 водоканалов с 1 июля 2023 года должны были вырасти в среднем на 32%. Однако и на этот раз нервы у членов госрегулятора не выдержали, и 3 июля комиссия снова отменила свое решение. Но не просто так, этому предшествовала «критика» со стороны президента Владимира Зеленского, назвавшего это решение «позорным и непрофессиональным».
Глава НКРЭКУ Константин Ущаповский отметил: «Верховный главнокомандующий в период военного положения высказался против решения о пересмотре тарифов на централизованное водоснабжение и водоотвод, что является самодостаточным основанием для отмены принятого регулятором решения». Из этого явствует, что глава Нацкомиссии считает президента выдающимся профессионалом в области тарифообразования, а членов ведомства держит за невежд в этом деле, что последние, кстати, подтвердили единодушным голосованием за отмену своего решения. Но сказав «а», надо было сказать и «б»: НКРЭКУ в полном составе должна была подать в отставку, не так ли?
Третий акт этого спектакля под названием «Тарифная рапсодия» происходит сейчас буквально на наших глазах. Нацкомиссия собралась утвердить решение по тарифам для 14 водоканалов на заседании 6 февраля (о чем сообщили все неленивые агентства новостей), вместо этого во время заседания комиссия… перенесла рассмотрение вопроса на неопределенный срок. Слепой сказал: «Посмтрим, что будет дальше». В нашем случае слепыми являются потребители воды в Украине, то есть все мы.
Тарифы во время войны
В результате, так или иначе коммунальные тарифы оказались замороженными, но между «законно замороженными» и «авторитетно замороженными» тарифами есть принципиальное отличие. За первые правительство рассчитывается с поставщиками газа и электричества через механизм возложения специальных обязанностей (ВСО).
Так, НАК «Нафтогаз Украины» по распоряжению КМУ искусственно снижает цену на газ для населения и теплокоммунэнерго до 7,96 грн за кубометр, хотя биржевая цена газа в январе 2024-го составляла 14,52 грн, а, например, в октябре (в начале отопительного сезона) была 18,28 грн (все цены с НДС).
Аналогичную функцию в области электроэнергетики выполняет НАЭК «Энергоатом», которая продает электричество для населения (через поставщиков) по 2,64 грн за киловатт-час, хотя его рыночная стоимость (вместе с транспортировкой, распределением и поставкой) составляла год назад около 5,50 грн. Вместе, по словам премьер-министра Дениса Шмыгаля, эти две компании за 2022 год «израсходовали на компенсацию разницы в тарифах более 300 млрд грн», хотя точнее было бы сказать потеряли.
Совсем другая ситуация с водоканалами, поскольку все они коммунальные, то есть принадлежат местным громадам (даже если они по форме частные или акционерные, контрольный пакет акций там преимущественно у местной рады). По словам Дениса Шмыгаля, в том же 2022 году «предприятия коммунальной теплоэнергетики и органы местной власти компенсировали больше 100 млрд грн разницы в тарифах для населения». (Это выражение не очень точное, поскольку предприятия теплокоммунэнерго не могут ничего компенсировать, ведь они не имеют на это ресурсов, единственные их доходы — от продажи тепла.)
Нужно понимать, что текущая деятельность водоканалов или теплокоммунэнерго финансируется именно из платежей населения и других потребителей, сумма которых зависит в первую очередь от размера тарифов. Однако война указала на еще одну важную составляющую — объемы потребления услуги. После того, как больше шести миллионов украинцев выехали за границу или сорвались со своих мест, потребление воды значительно упало, но прямой зависимости от уровня затрат, к сожалению, нет — они почти не сократились.
По централизованному теплоснабжению никакой экономии от сокращения количества потребителей вообще быть не может: и пустые квартиры надо отапливать. А что касается воды и канализации, то сокращение потребления приносит водоканалам одни убытки — насосы работают, электричество сгорает, зарплату все равно надо платить. В результате из-за недополучения платежей водоканалы пребывают в хронических долгах.
По словам президента ассоциации «Укрводоканалэкология» Дмитрия Новицкого, суммарная задолженность водоканалов Украины за 2022 год составляла 4,4 млрд грн. Это долги за электроэнергию, реагенты, материалы для ремонта, оборудование, и все их надо вернуть.
К этому и без того катастрофическому состоянию отрасли нужно добавить еще и разрушительное в прямом смысле влияние войны. По оценкам Всемирного банка, совокупная сумма причиненного физического ущерба в секторе водоснабжения и водоотвода по состоянию на 24 февраля 2023 года составляет 2,2 млрд долл. А общая сумма убытков, включая потерянный доход (40% всех убытков), оценивается ориентировочно в 7,5 млрд долл.
Соответственно, на потребности восстановления и реконструкции по принципу «лучше, чем было», по оценкам экспертов Всемирного банка, за десять лет — с 2023-го по 2033-й ⸺ надо вложить в отрасль водоснабжения и водоотвод 7,145 млрд долл. Здесь мы подходим к ключевому вопросу.
Нужно ли вообще поднимать тарифы?
Конечно, нет, скажет вам любой уличный прохожий, зачем, ведь 2,64 грн за электричество — нормальная цена. А житель села, который платит за газ 7,96 грн, скажет, что это слишком много. Именно на эту бытовую парадигму и ориентируется модель поведения всех политиков, которые хотят понравиться электорату, то есть «условному» народу.
Однако некоторые придирчивые индивиды понимают, что владелец магазина, который платит за электричество в Киеве 7,05 грн за киловатт-час (а за Киевом — 7,91 грн), тоже не хочет платить больше 2,64 грн, поэтому перекладывает эту разницу на хлеб, колбасу и все другие (без исключения) товары в своем магазине. То же самое делает и бизнесмен, который платит за газ не 7,96 грн за кубометр, а вдвое-втрое больше, потому что тоже хочет кушать бутерброд с маслом. Поэтому придирчивый индивид догадывается, что государственные вельможи его «немножко» обманывают со своими «замороженными» в военное время тарифами.
А иногда власть разыгрывает целые спектакли, например, как обвинение В.Зеленским других «танцоров» в постыдности и непрофессиональности. Но кто заплатит за билеты на это представление? Если сравнить тарифы на воду на 1 июля 2023-го и 1 июля 2024 года, которые планировала/планирует ввести НКРЭКУ, то увидим не только рост на 32% (в среднем), но и плюс к тому еще 2–5–10 грн! Они набежали дополнительно, пока электорат радовался выступлению президента, который «не позволил» поднимать тариф в 2023 году.
По данным Национального доклада о качестве питьевой воды и состоянии питьевого водоснабжения в Украине (без Крыма и пяти областей), в 2021 году водоканалы подняли и очистили для потребления более миллиарда кубометров воды — 1087,44 млн м куб. Даже если потребление воды упало наполовину (до 0,5 млрд кубометров), то из-за задержки с повышением тарифа с 1 июля 2023 года население теперь дополнительно заплатит минимум 2 грн за каждый кубометр, то есть 1 млрд грн за следующий год. Это и есть плата за билеты.