UA / RU
Поддержать ZN.ua

Выбираем систему цифрового кодирования подакцизных товаров или кота в мешке?

Ожидается, что государство сможет ввести инновационный комплексный инструмент, обеспечивающий эффективность контроля над обращением акцизных товаров и способствующий детенизации рынка, что позволит избавиться от коррупционных схем, а средства, уплачиваемые за марки акцизного налога, направить на другие цели.

Автор: Ольга Рогоза

Строгая отчетность каменного века. По-другому не назовешь процесс сдачи производственниками пришедших в негодность акцизных марок. Они вынуждены их вручную клеить на листы бумаги и сдавать фискалам. Такая строгость, граничащая с безумием, увы, не спасает. Да и сами акцизные марки, расклеенные на бутылки с алкоголем и пачки сигарет, практически утратили свою защитную функцию. За последние четыре года нелегальный рынок табачных изделий вырос с 2,5% до 8,8%. Около 50% алкоголя тоже благополучно пребывает в "тени". Когда акциз составляет 50-60% от стоимости изделия, для контрабандистов и фальсификаторов не составляет труда подделать акцизную марку или даже раздобыть легальную. В условиях тотальной коррупции этот атрибут, легализующий товар, давно не является дефицитом.

По данным TNS Украина, государство сегодня недополучает налоги от продажи более 6,7 млрд сигарет (4,7 млрд. – контрабанда, 2,0 млрд. – фальсификат). При общем потреблении 76,8 млрд. шт. казну ежегодно минует более 2 млрд. грн. акциза и НДС. При этом производители тратят еще 500 млн. грн на бумажные марки, цена которых продолжает неуклонно расти, увеличивая цену сигарет и соответственно доходность нелегалов. Если в 1999 г. стоимость единицы составляла менее 1 коп, а в 2003-м – 2,2 коп, то в 2013 г. уже превысила 14 коп.

Не удивительно, что даже в условиях, когда страна балансирует на грани войны и мира премьер-министр считает важным заявить на заседании правительства о необходимости замены бумажных акцизных марок электронной системой учета подакцизных товаров. Ожидается, что государство сможет ввести инновационный комплексный инструмент, обеспечивающий эффективность контроля над обращением акцизных товаров и способствующий детенизации рынка, что позволит избавиться от коррупционных схем, а средства, уплачиваемые за марки акцизного налога, направить на другие цели.

Впрочем, есть, как минимум, еще одна причина актуальности вопроса. Ввод автоматизированной системы контроля (АСК) обеспечит выполнение Украиной требований Протокола о ликвидации незаконной торговли табачными изделиями, принятый на пятой сессии Конференции сторон Рамочной конвенции ВОЗ 12.11.2012 г. Кроме того, более года назад Кабмин в своем постановлении №188 уже поставил перед собой задачу о создании централизованной АСК за оборотом алкогольных напитков и табачных изделий. И благополучно ее не выполнил…

Летом 2013-го табачники обсуждали вопрос построения АСК с министром В.Хорошковским, затем – министром А.Клименко. Более того, по результатам этих консультаций, четыре самых крупных производителя сигарет в Украине (98% рынка) установили оборудование по печати электронных кодов системы на основе технологии Codentify, специально созданной для табачного рынка.

Но по мере затягивания переговорно-консультационного процесса он терял прозрачность. В Минсдохе изучают альтернативные предложения АСК. При этом фактически под "гриф секретно" попали не только характеристики рассматриваемых систем, но и требования к ним. Всерьез рассматриваются технологии, базирующиеся на использовании бумажных марок, усиленных цифровым кодированием. Т.е. более дорогих и с негативной практикой применения.

Судя по всему, чиновники намерены сами сделать выбор, не проводя всесторонних консультаций ни с общественностью, ни с представителями бизнеса. А затем просто подкинут им кота в мешке. Т.е. в лучших традициях прежней коррумпированной власти. При этом растет вероятность получения дорогой и неэффективной системы, как это уже произошло в других странах.

Чаще всего в качестве альтернативы полностью цифровой технологии маркирования подакцизных товаров Codentify (разработка Ассоциации цифрового кодирования и отслеживания, которая готова бесплатно предоставить лицензию на использование технологии в Украине) называют Sicpa. К ней склонялось правительство Азарова, и присматривается действующий Кабмин, тем более что система используется в Грузии, реформы которой мы пытаемся копировать. Только чиновникам следует знать, что даже в цивилизованной Европе неудачный выбор системы стоимостью сотни миллионов долларов заканчивался грандиозными скандалом. Да и в Грузии не все проекты успешны…

Бизнес-опыт швейцарской Sicpa оказался противоречивым. Достаточно напомнить, например, результаты тендера-2010 в Албании, который СМИ назвали непрозрачным. Balkaninsight в своей публикации "Дорогостоящий провал в борьбе с контрабандой сигарет" резюмирует: "Новая система фискальных марок, изготовленная Sicpа, не соответствует международным договорам по борьбе с незаконной торговлей табачными изделиями". При этом расходы на проект оцениваются десятками миллионов евро при сроке действие контракта свыше 35 лет.

Опыт внедрения Sicpa в Бразилии и Турции также свидетельствует, что она не позволяет отследить цепочки распространения нелегальной продукции в соответствии с требованиями Рамочной конвенции ВОЗ по контролю над табаком. В 2011 г.Турция отказалась пролонгировать контракт с Sicpa. А Малайзия вообще столкнулась с ростом теневого рынка после внедрения в 2004 г. системы Sicpa. Т.е. в 2004 г. контрабанда снизилась с 20,0 до 14,4%, но затем начала неуклонно расти и в 2011 г. достигла 36,7%.

Комплексна система Sicpa trace имеет большое количество защитных элементов последнего поколения, но и немало узких мест:

1. Дороговизна: предусматривает высокие расходы на обслуживание. Кодирование единицы продукции в развивающихся странах стоит около 6-8 центов.

2. Требует использования дорогого оборудования для проверки цифровой марки Сканер стоит приблизительно 1000 долл.

3. Принципиально не изменяет ситуацию с нелегальной торговлей.

4. Длительный контракт 25-35 лет и чувствительные штрафные санкции. Если после подписания договора система окажется неэффективной, существует большой риск выполнения правительством своих обязательств.

Система Codentify избежала громких скандалов. Отвечает требованиям РКБТ ВОЗ. Внедрена в Швейцарии как инструмент налогового контроля. Одобрена Интерполом и Европейским бюро по борьбе с мошенничеством. Технология Codentify предусматривает нанесение уникальных буквенно-цифровых кодов на упаковку товара непосредственно в процессе его производства, которые генерируются случайным образом, а также машиносчитываемых точечных кодов. Она предусматривает механизм отслеживания маршрута движения продукции по цепочке поставок. Позволяет правительству следить за перемещением продукции в режиме он-лайн. Технология затратоэффективна. Не требует спецоборудования для считывания кодов. Первичные затраты правительства покрываются за счет индустрии.

Уникальность системы в том, что она не просто заменяет бумажную марку на электронную, а "привязывает" цифровой код к конкретному продукту. Немаловажно, что система позволяет задействовать всех потребителей к борьбе с нелегальной торговлей. Ведь достаточно послать в центр по администрированию СМС с буквенно-цифровым кодом, чтобы мгновенно определить легальность любой пачки сигарет. А можно получить информацию о товаре, предварительно скачав бесплатную программу в смартфон и считав с ее помощью точечный код. Количество и вид информации определяет государство – система полностью открыта к его требованиям.

Наконец систему Codentify отличает высокий уровень готовности для внедрения в Украине. Фабрики технически готовы. Возможно постепенное внедрение электронного кодирования, совмещая его бумажным маркированием до подтверждения эффективности. Ведь ошибка в выборе может обойтись государству и потерей денег на долгие годы, и засилием нелегальной продукции. А еще – коррупционным скандалом. Ведь шило в мешке не утаить. Ответственный подход к данному вопросу состоит не в слепом копировании чужого опыта, а в кропотливом изучении успешных решений и ведении открытого диалога.