Как это ни парадоксально, именно так можно сказать о новой профессии, которая родилась в период кризиса, прямо у нас на глазах, — временный администратор банка. Лицо очень важное, таинственное и недоступное, обладающее неограниченными властными полномочиями. Один их перечень завораживает. В мировой истории такими полномочиями обладали только римские диктаторы. Давайте пройдемся бегло по этому солидному перечню.
Закон суров
Так что же гласит закон о временных администрациях? В нашем случае он не просто суров, он очень суров по отношению к проблемному банку. В соответствии с нормами статьи 75 Закона «О банках и банковской деятельности», есть целых восемь причин назначения НБУ в банк временного администратора:
1) систематическое нарушение банком требований НБУ;
2) уменьшение размера регулятивного капитала на 30% на протяжении последних шести месяцев при одновременном нарушении хотя бы одного экономического норматива;
3) если банк на протяжении 15 рабочих дней не выполняет
10 и больше процентов своих просроченных обязательств (здесь и далее выделено мной. — М.С.);
4) арест или вступление в силу обвинительного приговора о преступных действиях руководителей банка;
5) действия банка по сокрытию счетов, любых активов, реестров, отчетов, документов;
6) необоснованный отказ банка в предоставлении документов или информации НБУ;
7) наличие публичного конфликта в руководстве банка;
8) наличие ходатайства банка о введении временной администрации.
В принципе, в период нынешнего кризиса НБУ за глаза хватило бы только пункта №3 этой статьи для введения временных администраций. Перебои с выполнением банками своих просроченных обязательств в таких объемах в наличии сегодня у доброй половины украинских банков. Таким образом, повод для введения временной администрации у НБУ есть всегда.
А кто может стать этим самым временным администратором? В соответствии с требованиями законодательства временным администратором может выступать:
— фирма, специализирующаяся на временных администрациях банков, аудиторских, юридических или консультационных услугах и имеющая в своем составе НЕ МЕНЕЕ ТРЕХ работников с сертификатом НБУ на право осуществления временной администрации в банке;
— независимый эксперт;
— работник НБУ.
Наиболее логичным для НБУ было бы идти по наиболее профессиональному пути и назначать в качестве временных администраторов не отдельных лиц, а фирмы, имеющие целый штат высокопрофессиональных специалистов. Ведь к временному администратору с первого дня назначения его в банк переходят ВСЕ полномочия общего собрания акционеров, на-блюдательного совета и правления банка. Сразу в памяти возникают кадры из старых советских фильмов — комиссары в кожаных тужурках и пыльных шлемах...
Дальше — больше. Временный администратор имеет права:
— продолжать или прекращать любые операции банка;
— выполнять любые действия и решения от имени банка;
— расторгать любые договоры, которые, по мнению временного администратора, являются убыточными или ненужными для банка;
— уволить или перевести на другую должность любого из руководителей или работников банка;
— продать такие активы или вернуть такие пассивы, которые, по мнению временного администратора, должны быть проданы или возвращены для повышения платежеспособности банка или защиты вкладчиков банка;
— обратиться в суд с требованием признать недействительной любую хозяйственную операцию, связанную с приобретением имущества или услуг, если, по мнению временного администратора, оплата значительно превышает реальную стоимость таких товаров и услуг. И это — за последние три года, предшествующие введению временной администрации!
Наследники Геракла
Чтобы разобраться полностью с состоянием банка, временному администратору в соответствии со ст. 85 Закона «О банках и банковской деятельности» отводится целый месяц. За это время он должен подготовить отчет в НБУ, баланс, отчет о прибылях и убытках с расшифровками, смету расходов банка, план действий по стабилизации работы банка, план продажи части имущества банка, сокращение административных расходов и еще много-много-много ведомостей для НБУ. Нет, по закону он, конечно, может привлечь для работы экспертов, консультантов и т.д. Но только после утверждения в НБУ сметы расходов до конца года. А значит, через месяц. А этот месяц временный администратор работает в банке самостоятельно! Этакий современный Геракл, сертифицированный НБУ.
Итак, кто же они, эти гераклы финансов?
Помните знаменитый вопрос из «Золотого теленка» Ильфа и Петрова: «Нет, ну кто ты такой?», сильно интересовавший Шуру Балаганова в споре с Паниковским. Сказать, что этот вопрос утратил свою актуальность для нынешних вкладчиков проблемных банков, — ничего не сказать. Это один из главнейших вопросов, который их сейчас интересует. На сегодняшний день в проблемных банках трудятся 13 временных администраторов, один из них — сотрудник НБУ, остальные — независимые эксперты. И ни одной фирмы со штатом профессиональных специалистов.
И абсолютно непонятно, за какие профессиональные заслуги и имеющийся опыт был назначен в тот или иной проблемный банк временный администратор. НБУ хранит все в секрете, а зря. Ведь одна из основных задач временного администратора — успокоить накалившиеся страсти и обнадежить клиента. А как его можно обнадежить, этого клиента, если он о временном администраторе вообще ничего, кроме фамилии, имени и отчества, не знает!
А теперь попробуем поставить себя на место этих современных камикадзе. Входит в банк такой временный администратор. Отношение к нему со стороны персонала, руководства и акционеров, мягко говоря, враждебное. А ведь ему необходимо принять на себя ВЕСЬ банк, в том числе кассу, разобраться со структурой банка, штатным расписанием, кредитным портфелем, портфелем ценных бумаг, тарифами банка. При этом необходимо лично общаться с вкладчиками банка, с крупными заемщиками банка, подписывать ВСЕ документы банка, в том числе документы дня, заявки на покупку валюты, внутренние документы, мемориальные ордера, бухгалтерские документы, платежные поручения и т.д.
Кроме того, надо разобраться с филиальной сетью банка, переоформить на себя право подписи в банке, пообщаться с ключевыми специалистами, чтобы решить, кого можно сократить. А кроме того, разобраться с балансом банка, создать бюджет банка до конца года, решить, что надо реализовать из имущества и транспорта банка.
Помимо вышеперечисленного, временный администратор должен искать будущих инвесторов, общаться с ними, ездить в НБУ и общаться там с сотрудниками на предмет согласования плана дальнейших действий.
Легендарный Геракл по сравнению с нынешним временным администратором банка — редкостный лентяй!
Можно еще долго перечислять все те действия и обязанности, которые временный администратор в первый месяц должен выполнить самостоятельно, без своей команды! Или доверив большую часть работы именно тем специалистам, которые довели банк до кризисного состояния и которых он пришел контролировать и организовывать! И только через месяц, когда временный администратор утвердит в НБУ свой проект бюджета банка, он сможет привлекать специалистов себе в помощь, гарантируя им оплату за счет средств банка! А банк и так уже в убытках, как в шелках. Где деньги брать еще и на содержание этих специалистов?
Отношение профессиональных банкиров к сложившейся на сегодняшний день ситуации достаточно однозначно выразил председатель правления «ВТБ банка» Вадим Пушкарев в ходе недавнего круглого стола на тему: «Влияние финансового кризиса на банковский сектор. Проблемы и пути их решения». По его мнению, введение временных администраций в лице одного человека — независимого эксперта — не оправдано, поскольку один человек не в состоянии полностью справиться со всеми возникающими в проблемном банке трудностями. Для этих целей необходимо нанимать высокооплачиваемых управленцев, а средства на их содержание выделять из средств государства, направленных на рекапитализацию. Когда временные администраторы входят в банк, они фактически выходят на минное поле без какой-либо карты. Разобраться с ходу во всех проблемах сразу даже неплохим экспертам достаточно сложно, не говоря уж о том, чтобы привести банк в рабочее состояние.
Такого же мнения придерживается председатель правления банка «Форум» Ярослав Колесник. Он считает, что временный администратор просто останавливает людей у дверей банка, но не может решить его проблемы и уж тем более подыскать инвестора для банка. У него на это просто физически нет времени, зачастую с ним трудно связаться даже по телефону, куда уж тут вести обстоятельные переговоры!
С этим нельзя не согласиться. Управление банком даже в обычное время — дело весьма трудоемкое, требующее слаженной работы команды профессионалов-руководителей. Как их всех в кризисное время может заменить один независимый эксперт?
Чтобы понять весь абсурд ситуации, представим себе подготовку к сложной операции, которую ведет целая бригада из двух хирургов, медсестер, анестезиолога. И вдруг в операционную заходит главврач и говорит: «Вы все отстранены от операции, проводить операцию будет один независимый эксперт!»
После таких слов и действий главврача операционная бригада, скорее всего, вызовет к нему скорую помощь из ближайшей психиатрической больницы. И правильно сделает!
Ответственность на этих временных администраторах и без того лежит огромная, а с учетом цифр планируемой Кабинетом министров рекапитализации банков — вообще необъятная. По словам и.о. министра финансов И.Уманского, обязательным условием рекапитализации банков является введение временной администрации, которая должна обеспечить технологические процедуры в банке. Ведь на кону стоит весьма немалая сумма — 20 млрд. гривен. Но мы-то уже понимаем, что реально все технологические процедуры в банке будет обеспечивать не команда профессионалов, а единолично временный администратор! И именно он будет отвечать за оперативное и оптимальное использование выделенных государством средств!
Фантастика? Нет, ужасная реальность банковского кризиса в Украине!
А Васька слушает да ест!
А вы знаете, как реагируют на введение в банки временных администраторов владельцы этих самых банков? Вы, наверное, думаете, что под тяжестью полномочий, предоставленных временному администратору, отстраненные от управления банком, вынужденные давать объяснения по поводу тех или иных сомнительных сделок владельцы банка, мягко говоря, волком смотрят на временного администратора? Ведь им теперь предстоит достаточно оперативно оптимизировать свои затраты в бизнесе, чтобы погасить долги перед банком и его вкладчиками, срочно искать пути выхода из кризиса.
Вот тут вы совсем не правы. Вот мнение одного из руководителей и владельцев Банка регионального развития, в который НБУ назначил временного администратора 24 марта 2009 года.
«Понятно, что 2009 год внес свои коррективы: поменялись взгляды на жизнь, на какие-то изменения, которые происходят в финансовых, бизнесовых структурах. Мы по-новому начинаем смотреть на эти процессы, — отметил председатель наблюдательного совета БРР Валерий Ксензенко. — Не так давно временная администрация ассоциировалась с очень большими трудностями в банке. На сегодняшний день мнение относительно введения временной администрации тоже изменилось.
В ситуации, когда банки не верят клиентам, клиенты не верят банкам, бизнесмены не верят политикам, политики — бизнесменам, конечно, сложно жить и работать. Понятно, что любому бизнесу в таких обстоятельствах нужен перерыв. И временная администрация, которая вошла во многие банки, — это, в первую очередь, период эмоциональной разгрузки. Мы не считаем, что это минусы для нашего банка, наоборот, это плюсы. И полугодичный перерыв, который дан нам сейчас по законодательству, позволит через шесть месяцев по-другому взглянуть на бизнес. Другими будут и эмоции, люди по-другому будут рассуждать, меньше будет паники.
За это время, взяв каникулы, мы сможем структурировать весь свой бизнес и правильно сформулировать бизнес-план в новых рыночных условиях. И так, чтобы этот бизнес не только не прекратил существовать, но и был конкурентоспособным в дальнейшем».
Это мнение отстраненного от работы и лишенного всех своих полномочий председателя наблюдательного совета банка опубликовано 2 апреля с.г. на официальном сайте Банка регионального развития. Для него появление временного администратора в банке — каникулы и эмоциональная разгрузка! Интересно, согласятся ли с его мнением вкладчики банка, которые не могут своевременно получить свои депозиты, и предприятия, у которых зависли платежи и депозиты в этом банке?
А теперь представим себе, был бы так благодушен банкир, если бы в его банк зашла команда профессиональных антикризисных менеджеров и начала бы жестко восстанавливать платежеспособность банка за счет пересмотра условий сотрудничества его предприятий с банком? Считал бы он такую жесткую перестройку и оздоровление «каникулами» и «эмоциональной разгрузкой»? Вряд ли! Скорее всего, он, взяв ноги в руки, занимался бы срочным поиском средств и инвесторов, спасая свой бизнес.
Этот пример можно распространить и на другие банки, в которые введена временная администрация. Что вполне объяснимо. Владельцы банков — это бизнесмены по-украински, и что-либо кардинально менять и срочно перестраивать в своем бизнесе они будут только под давлением команды профессионалов, ощутив всю меру ответственности за свои поступки!
Вы можете возразить: мол, не обязательно что-то изменит даже команда профессионалов. Позвольте в таком случае привести пример из нашего недалекого прошлого — периода кризиса 90-х и опыта восстановления платежеспособности крупного промышленного предприятия в одной из областей.
Предприятие было твердым орешком. Взяв многомиллионные кредиты в нескольких банках, оно перестало их погашать, перешло полностью на бартерные схемы работы. Директор предприятия приобрел себе по бартеру пару «мерседесов», построил шикарную дачу на берегу моря и жил себе припеваючи. Не хуже чувствовали себя и его менеджеры. А для своих кредиторов и поставщиков предприятие объявило себя чуть ли не банкротом, и это притом, что было оно одним из монополистов в своей отрасли и его продукция пользовалась постоянным спросом!
Но счастливая жизнь быстро закончилась. Один из банков-кредиторов первым подал иск в суд о признании предприятия банкротом и заключил в итоге с предприятием мировое соглашение на условиях введения команды антикризисных менеджеров банка под руководством первого зампреда банка и начальника службы внутреннего аудита. Команда из десяти человек включала юристов, бухгалтеров, специалистов по ценным бумагам, кредитчиков, валютчиков и т.д.
Полгода откровенной борьбы менеджеров предприятия с антикризисной командой банка не увенчались успехом. На предприятии сократили расходы, реализовали непрофильные активы, наладили учет и контроль, убрали схемы расхищения. В итоге через полгода оно начало погашать кредиты всем банкам! И все это было достигнуто только благодаря слаженной работе команды профессионалов!
Рассмотренный пример касается промышленного предприятия. А ведь банк перестроить и оздоровить значительно сложнее…
Даешь коллективизацию и контроль!
Итак, резюмируя все вышеизложенное, можно прийти к двум простым и логичным выводам.
Первое — порочную практику временных администраторов-одиночек от НБУ надо немедленно прекращать. Ведь они действуют не от своего имени, а от имени ДЕРЖАВЫ! Поэтому все их проколы и ошибки, которых не может не быть с учетом сложившихся реалий, неспособность оперативно изменить в лучшую сторону ситуацию в проблемном банке подрывают прежде всего авторитет государства! О каком же восстановлении доверия к банковской системе в таком случае может идти речь?
На наш взгляд, только полноценная фирма, укомплектованная опытными юристами, финансистами и аудиторами и имеющая трех сертифицированных временных администраторов, способна взвалить на себя решение сложнейшей задачи восстановления платежеспособности банка в целом. И у этой фирмы будет достаточно средств и возможностей вести переговоры с инвесторами по поводу вхождения в капитал банка и обеспечивать широкую информационно-разъяснительную кампанию среди вкладчиков и клиентов учреждения.
Государство в лице НБУ должно заключать с такой фирмой договор, в котором указывать конкретные сроки и этапы восстановления платежеспособности проблемного банка. После утверждения договора эти этапы должны стать достоянием широкой общественности, то есть восстановление банка должно быть гласным! Если фирма проходит утвержденные этапы в более короткие сроки, она должна получать премирование за это! Финансирование такой фирмы должно осуществляться исключительно из бюджетных средств. Эти средства, после восстановления платежеспособности, государство взыскивает с банка в полном объеме.
И второе — за работой этих фирм должен быть установлен постоянный и гласный независимый контроль.
Но это уже конкретные составляющие, а пока вопрос стоит ребром: быть иль не быть временным администрациям реальным инструментом ГОСУДАРСТВА в оздоровлении банковской системы Украины?