UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВВЕДЕНИЕ ОБЩЕЕВРОПЕЙСКОЙ ВАЛЮТЫ НАЧАЛОСЬ С КОМПРОМИССА

Майский саммит глав 15 государств членов Европейского cоюза называли историческим еще до его начала...

Автор: Михаил Соколовский

Майский саммит глав 15 государств членов Европейского cоюза называли историческим еще до его начала. Ведь главным итогом работы его должна была стать ликвидация «валютных границ» 11 стран, которые согласились на это и выполнили все необходимые условия присоединения к европейскому монетарному союзу.

В общем-то в этом вопросе все обошлось без неожиданностей. За день до того, как главы государств и премьеры съехались в Брюссель, Европейский парламент одобрил список стран, которые первыми начнут использовать единую европейскую денежную единицу. Это Германия, Франция, Италия, Испания, Нидерланды, Австрия, Бельгия, Португалия, Финляндия, Ирландия и Люксембург. Не решились пока что отказываться от своей национальной валюты Великобритания, Швеция и Дания. В качестве причин этого они называют внутренние проблемы - достаточно сильное сопротивление общественности этих стран. В отличие от них, граждане Греции с огромным удовольствием присоединились бы к новому союзу, однако экономика страны подкачала - слишком высок уровень инфляции, высоки процентные ставки, велики внутренний долг и дефицит бюджета. В то же время грекам было обещано, что как только их правительство сможет выполнить перечисленные условия, путь в валютный союз для них будет открыт. То же было обещано и остальным членам ЕС, которые с евровалютой у себя решили повременить.

Граждане 11 европейских стран не смогут подержать новую валюту в руках вплоть до 2002 года, когда наличные банкноты евро заменят национальные денежные знаки, однако безналичные расчеты в евро будут проводиться уже с 1 января следующего года. Ну а во многих магазинах европейских стран уже сегодня цены пишут как в национальных валютах, так и в новой европейской. Ко всему, на саммите в Брюсселе решили, что обменный курс американского доллара к евро будет для начала составлять $1,1 за 1 евро.

Нужно отметить, что европейцы очень надеются, что их валюта сможет противостоять все большему давлению со стороны американского доллара на денежные системы каждого из членов ЕС. Ну а новый центральный банк, который призван определять финансовую политику для членов ЕС, принявших евро, должен составить серьезную конкуренцию американскому Федеральному резерву.

Между тем, оппоненты введения европейской валюты считают, что она вряд ли оправдает возложенные на нее надежды, пока между членами ЕС не наступит более тесное взаимопонимание в политической сфере. И действительно, многие аналитики отметили, что политические разногласия между членами ЕС не позволили им даже решить организационные проблемы на саммите в Брюсселе.

Речь идет, конечно же, о кандидатуре председателя Европейского центрального банка. Между главами европейских государств развернулась нешуточная борьба за хозяина «Европейской башни», небоскреба во Франкфурте-на-Майне, в котором будет располагать сердце и мозг валютного союза ЕС.

Долгое время у европейцев была на этот пост одна кандидатура, предложенная Германией, - 62-летний председатель расположенного во Франкфурте Европейского института финансов Вим Дуйзенберг. До середины прошлого года он на протяжении 16 лет возглавлял центральный банк Голландии. На этой должности он зарекомендовал себя с наилучшей стороны, во многом благодаря его усилиям Нидерланды вступили в период стабильности и экономического роста. Кроме того, франкфуртский институт считается прообразом Европейского центрального банка, поэтому вполне логично было бы, чтобы Дуйзенберг и перешел в новое качество в новом учреждении.

Однако полгода назад президент Франции Жак Ширак предложил, чтобы место главного европейского банкира занял председатель центрального банка его страны 55-летний Жан-Клод Трише. Аргументы его также нельзя было сходу отмести. Ссылаясь на германскую родословную Дуйзенберга и на местоположение главного финансового учреждения Европы в сердце финансовой столицы ФРГ, он настаивал, чтобы влияние Германии на формирование европейской монетарной политики было каким-то образом компенсировано.

После первого дня заседания стало ясно, что никто уступать не желает. А поскольку все решения в ЕС принимаются консенсусом, наблюдатели уже стали поговаривать о тупике и первом серьезном провале в истории Евросоюза.

Однако второй день работы принес облегчение. В ночь со 2 на 3 мая французам и немцам удалось найти компромисс, о котором на пресс-конференции рано утром в воскресенье объявил председательствовавший на саммите британский премьер Тони Блэр. Решено, что первым председателем Центрального европейского банка станет все же Вим Дуйзенберг. Однако оставаться им он будет не весь восьмилетний срок, а только четыре года. В 2002-м его на этой должности сменит Жан-Клод Трише.

Решение разделить один срок между двумя претендентами далось участникам саммита нелегко. Особенно не по душе было оно Гельмуту Колю, которого в сентябре ожидают выборы и которому очень важно было вернуться из Брюсселя с победой. Канцлер Германии настаивал на том, что частая смена председателя Центрального европейского банка может вызвать сомнения в отношении политической незаангажированности этого учреждения, что неминуемо подорвет доверие к нему, а значит, и к самой евровалюте.

Однако Тони Блэр сделал все, чтобы у наблюдателей не сложилось впечатления, будто первый саммит членов нового валютного союза начался с противостояния. На пресс-конференции он заявил журналистам, что сам господин Дуйзенберг не собирался находиться на новом посту весь срок и что все прошло согласно регламенту.

Как бы там ни было, чуть больше чем через полгода евро войдет в безналичный оборот. Однако ясно, что в этом процессе не все обещает быть гладко. Символично, что на саммите, посвященном введению евро, председательствовал премьер-министр страны, которая пока не собирается переходить на новую валюту…