UA / RU
Поддержать ZN.ua

Все для блага олигархов, или Малый бизнес — на откуп крупному

Предлагаем читателям рассмотреть два, казалось бы, не связанных между собой проекта налогового э-э-э… усовершенствования...

Автор: Александр Кирш

Предлагаем читателям рассмотреть два, казалось бы, не связанных между собой проекта налогового э-э-э… усовершенствования. Чтобы обнаружить их удивительное идеологическое единство.

Гаплык «злостно малым»

Изподминфиновский проект закона об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства ничего хорошего этим субъектам не сулит.

ЮРЕНы (юрлица на едином налоге), как и ЧПЕНы (частные предприниматели на едином налоге), могут заниматься видами деятельности исключительно из особого — очень узкого! — списка. То есть состоит список не из того, чем нельзя заниматься, а из того, чем можно! Все остальное, стало быть, нельзя.

У ЮРЕНа может быть только десять человек (!), включая предпринимателей, у ЧПЕНа — два (!) человека (не считая самого ЧПЕНа).

При этом ЮРЕНы платят и НДС, и все начисления (без каких бы то ни было зачетов), а освобождаются — из «серьезных» налогов — лишь от обложения прибыли, но зато — должны платить 6% от оборота. Причем при посреднических договорах облагается не просто вознаграждение, а весь оборот.

Расчет показывает, что это выгодно в том случае, если рентабельность (причем рентабельность налоговая!) превышает 31,6%. Но такая суперприбыльность встречается в малом бизнесе (да и в крупном) крайне редко…

Итак, ЮРЕНов изводят. А что со ЧПЕНами?

Проект распространяет на ЧПЕНов и «беззачетные» соцстрахи, включая пенсионный (наряду с упомянутыми ограничениями сфер деятельности и численности). Максимальную же ставку он повышает в три раза — до 600 грн. в месяц.

И это — только за отсутствие подоходного! (Здесь и далее будем так — по привычке — называть налог с доходов физлиц.)

Но чтобы 13% сравнялись с 600 грн. (и это — если без наемников!), месячный доход должен составить не менее 4615 грн.! Как вам такой «малый бизнес»? Тем, у кого доход ниже, чем 4,6 тыс. грн., выгоднее обычный подоходный! А ведь опыт говорит о том, что как раз максимальная ставка и становится основной…

Зато при превышении 100 тыс. грн. в год (в среднем 8333 грн. в месяц) ЧПЕНская ставка для обложения превышения — 6% (т.е. 13%—6% = 7% выигрывается), но на «до100тысячных» малышей это не распространяется. Впрочем, и этот выигрыш не беспределен: при превышении годовых 100 тыс. грн., умноженных на скудную численность, ЕН запрещен вообще!

В общем, малых ЧПЕНов ухайдокали в проекте так же, как и ЮРЕНов. Ползучая реформа на подходе, реванш врагов малого бизнеса за их недавнее жестокое поражение уже подготовлен...

Между прочим, думать, будто подобное — только в проекте, было бы неправильно. Все это — в русле сегодняшнего механизма обложения (невероятно социального). Уже сейчас при равных — независимо от суммы дохода — ставках налога с дохода физлиц соцстраховские начисления распространяются только на доход до 4100 грн. в месяц. Сверх этой суммы — оффшор!

И если предприятие готово потратить на зарплату с начислениями 1 млн. грн., то чистыми из него или 1 тыс. человек получит примерно по 500 грн. — итого 500 тыс., или один человек — более 868 тыс.

То есть уже сейчас обложение олигархов мягче, чем народной массы, и каждая олигархическая гривня сверх 4100 в месяц облагается лишь подоходным — без начислений, т. е. почти в четыре раза льготнее, чем гривня бомжа.

Вот ради этих (олигархов, а не бомжей) и происходит убиение малого бизнеса, который путается у них под ногами да сбивает, неприхотливый, цены на товары.

Налоговая дедовщина

19 апреля Верховный суд Украины постановил, что лишь поступление НДС в бюджет может быть основанием для возмещения этого налога. Поскольку же оплата предприятием своему поставщику, включающая НДС, который подлежит по этой уплате возмещению, еще не гарантирует попадания такого НДС в бюджет, то оно, предприятие, начинает зависеть от уплаты НДС в бюджет поставщиком.

Тем самым явочным порядком устанавливается солидарная ответственность плательщиков налога, когда каждый отвечает не только за себя, но и «за того парня», а заодно — за всех «парней» в бесконечной цепочке поставщиков.

Поскольку в семье не без урода, кто-то из них закон нарушит, а ответят за него покупатели и те, кто у покупателей купил, — опять же по бесконечной цепочке.

Вдохновленная примером, поданным судебной властью, узаконить солидарщину (причем даже не только для возмещения, а вообще для налогового кредита!) решила и ГНАУ — на уровне проекта закона. (Впрочем, если Верховный суд был прав и солидарная ответственность, которую он незримо установил в своем постановлении, вытекает из закона и так, то зачем ГНАУ было суетиться еще и с законопроектом?)

Даже при Сталине сын за отца не отвечал. За отца не отвечал, а за поставщиков сейчас ответят все…

Лишь в изуродованной экономике один урод уродует всех, у которых из-за него НДС превращается в налог со всего оборота по ставке 20%!

Кстати, ГНАУ нечто подобное вводит и для подоходного: в одном из своих писем она «обосновала», что право на налоговый кредит (то есть на налогоуменьшение) физлицо имеет только в том случае, если его работодатель (!) заплатил удержанный с этого лица налог в бюджет!

Но мы отвлеклись. Так что же объединяет идею солидарщины с убиением малого бизнеса?

А вот что.

«Наводить порядок» среди своих поставщиков, занимаясь, по сути, налоговой дедовщиной, под силу только очень крупным предприятиям, давно уже устоявшимся на рынке и знающим об этом рынке и его участниках все. «Чужие здесь не ходят», а новые — тем более.

Вот им-то — ради упразднения НДСного беспредела — и приносят в жертву за «порядок» тех, кто за порядком в своей поставщицкой среде уследить не в состоянии. Т.е. представителей малого бизнеса.

Ну а механизм обложения (см. выше) просто идет в ногу со временем.

Кто заказчик отдачи малых на откуп «дедушкам» — вопрос риторический.