UA / RU
Поддержать ZN.ua

Война за кассу

1 июля 2015 г. парламент принял в целом законопроект №1088. И хотя документ принципиально не меняет правил игры, он, как минимум, существенно влияет на деятельность плательщиков единого налога и на применение регистраторов расчетных операций (РРО).

Автор: Юрий Федчишин

1 июля 2015 г. парламент принял в целом законопроект №1088. И хотя документ принципиально не меняет правил игры, он, как минимум, существенно влияет на деятельность плательщиков единого налога и на применение регистраторов расчетных операций (РРО). В частности, им упразднено требование о распространении действия РРО на физических лиц - плательщиков единого налога второй и третьей групп "независимо от выбранного вида деятельности, у которых на протяжении календарного года объем дохода не превышает 1 миллиона гривен. Таким образом, исключительно в случае превышения в календарном году объема дохода свыше указанной суммы применение РРО для такого плательщика единого налога является обязательным".

На первый взгляд, принятие закона стало победой противников использования РРО, хотя их требования и были учтены только частично. Однако сторонники другой позиции также могут отнести закон в принятой редакции себе в актив:

- во-первых, на юридических лиц облегчение в применении РРО не распространяется;

- во-вторых, объем дохода для неприменения РРО был уменьшен до 1 млн грн, тогда как среди противников РРО превалировала позиция по установлению предела в 3 млн или даже в 4,5 млн;

- в-третьих, тот факт, что отчаянные усилия противников РРО позволили им лишь частично достичь целей, свидетельствует о вероятной паузе перед новыми попытками распространить действие РРО в той или иной форме.

Однако победителями от принятия закона однозначно вышли пользователи РРО.

Законопроект ответил на ряд вопросов, касающихся всех пользователей РРО, в частности:

- сервисные центры обязаны осуществлять техническое обслуживание РРО без их распломбирования;

- субъекты хозяйствования получили возможность пользоваться введенными в эксплуатацию РРО до окончания срока их службы при условии, если производитель (поставщик) гарантирует трудоспособность таких РРО;

- увеличено до 10% минимальной заработной платы допустимое несоответствие суммы наличных средств сумме средств, указанной в дневном отчете на месте проведения расчетов юридических лиц;

- отменена пятикратная финансовая ответственность за отдельные нарушения законодательства о РРО;

- предприниматели освобождены от необходимости сохранять напечатанные чеки в книгах учета расчетных операций;

- введена финансовая ответственность сервисных центров за нарушение сроков гарантийного ремонта РРО и отсутствие введенного в эксплуатацию резервного РРО;

- дополнительно сервисные центры обязаны в случае необеспечения гарантийного ремонта РРО на протяжении семи дней со дня принятия его в ремонт ввести в эксплуатацию надлежащим образом зарегистрированный на субъекта хозяйствования резервный РРО.

Законопроект в целом упростил бюрократические преграды в применении РРО и облегчил ведение предпринимательской деятельности, адресовав значительную часть недостатков системы использования РРО в Украине.

Но куда же без ложки дегтя? Есть у документа и негативные аспекты - он способствовал низкой активности предпринимателей в приобретении РРО. Как ни странно, это обусловил сам факт ожидания малым бизнесом принятия соответствующего закона (к тому же раньше введение РРО уже несколько раз отменялось). Также принятый законопроект стимулирует к предпринимательской деятельности без создания юридического лица.

В целом, независимо от отношения к РРО, органы государственной власти в который раз продемонстрировали непостоянство в принятии решений и добавили еще одну каплю (одну ли?) к углубленной нестабильности налогового законодательства.

Коротко о порядке работы с РРО

Регистраторы расчетных операций по своей сути применяются только при проведении таких операций. К ним, в частности, относятся операции купли-продажи. Однако согласно закону о РРО расчетной считается операция не только по приему от покупателя наличных средств, но и платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т.п. по месту реализации товаров (услуг).

Расчетной также считается операция по выдаче наличных средств за возвращенный покупателем товар (непредоставленную услугу), а в случае применения банковской платежной карточки - по оформлению соответствующего расчетного документа по оплате в безналичной форме товара (услуги) банком покупателя или, в случае возврата товара (отказа от услуги), оформлению расчетных документов по перечислению средств в банк покупателя.

Поэтому в случае приема денежной наличности вне границ расчетов в значении закона о РРО, то есть в случаях, не связанных с расчетами (например, возврат долга), использовать РРО не нужно. РРО также не используются для расчетов в безналичной форме с одного текущего счета на другой. В случае проведения расчетной операции продавец обязан предоставить расчетный документ, то есть кассовый чек.

Устройство, выступающее как РРО, должно быть утверждено в Государственном реестре РРО, к нему предъявляются серьезные технические требования, одним из самых значительных для микробизнеса является необходимость подключения к Интернету. Все сервисные работы проводятся Центром сервисного обслуживания. Также РРО необходимо зарегистрировать в Государственной фискальной службе по месту проживания.

В дополнение к этому, согласно закону о защите прав потребителей и постановлению Кабинета министров Украины №878, лица, использующие РРО, обязаны иметь платежный терминал, способный принимать расчеты банковской карточкой. Для выполнения этой обязанности необходимо заключить договор с банком. Эта обязанность не применяется в случае ведения деятельности в населенных пунктах с численностью населения менее 25 тыс. чел.

В завершение следует отметить, что за нарушение правил использования РРО и платежных терминалов применяются значительные санкции.

За и против распространения использования РРО

Распространение использования РРО в нынешнем виде несет с собой ряд негативных последствий. В частности, негативное влияние на предпринимателей оказывают штрафы, применяемые за ошибки при использовании РРО. Иногда даже по независимым от бизнеса обстоятельствам. В целом при использовании РРО характерны значительные отягощения административного характера и негибкость правил. Использование РРО увеличивает стоимость ведения бизнеса для малых предпринимателей. Естественным при этом является то, что чрезмерная забюрократизованность создает основу для роста коррупции. Также возможны злоупотребления со стороны банков, которые начали поднимать цены на использование POS-терминалов, сопровождающих РРО. В сочетании такие факторы усиливают нагрузку на предпринимателей, что создает барьеры для развития.

Дополнительно возникает вопрос о целесообразности введения РРО в предложенной форме. Например, функцию контроля возможно выполнить даже с применением более классических и дешевых приборов. Можно это сделать и путем снятия бюрократических преград для реестра РРО даже при условии высоких технических требований к ним.

К позитиву, безусловно, нужно отнести выполнение программы МВФ. Расширение применения РРО является обязательством перед фондом, вокруг которого велось много дискуссий. При этом декларируется, что законопроект №1088 не нарушил принятых Украиной обязательств.

При условии сохранения существующей активности бизнеса возможен рост поступлений в бюджет, повышение дисциплины для отдельных категорий налогоплательщиков и выравнивание условий ведения бизнеса для плательщиков общей и упрощенной систем налогообложения. Однако для усиления положительного эффекта государству следует добиться большего доверия налогоплательщиков и улучшить взаимодействие с ними.

Итог

В любом случае использование РРО само по себе не улучшит налоговую систему. И дело не только в бюрократических преградах использования РРО. Без реформы всей системы, которая не позволяла бы злоупотреблять льготами, в том числе единым налогом, кардинальные изменения в качестве системы не произойдут.

Вместе с тем даже учет расчетов с помощью РРО позволит оптимизировать налоговые обязательства. Это связано с тем, что украинское законодательство не предупреждает ведение деятельности не от собственного имени. Поэтому крупные налогоплательщики используют плательщиков единого налога для собственных расчетов, но от лица плательщиков единого налога. Также законодательство не предупреждает искусственное разделение деятельности на необходимое количество формальных плательщиков единого налога. Таким образом, плательщик в случае достижения необходимого лимита может "передать" деятельность следующему лицу. В связи с этим сам факт учета оборотов плательщиков единого налога не отвечает на вопрос функционирования налоговой системы Украины.

От распространения РРО ожидают остановки контрабанды из-за необходимости легализации расчетов. Однако и до принятия законопроекта №1088 обязательства по внедрению РРО не распространялись на торговцев на рынках и на продажу товаров мелкооптовой торговой сети через средства передвижной сети. Вполне вероятно, что они могут использоваться для сбыта контрабанды. К тому же существующие сегодня законные рычаги уже дают возможность существенно повлиять на объем контрабанды в государстве.

Поэтому контроль за расчетами является, конечно же, необходимым условием для развития налоговой системы и для детенизации экономики. Однако исключительно с помощью введения РРО значительных положительных результатов достичь сложно. Правительству необходимо предложить комплексные меры по реформированию налогового законодательства, которые, в свою очередь, должны сопровождаться реформой остальных сфер законодательства. Ведь на тенизацию экономики часто влияют искусственные преграды, возникающие у налогоплательщиков при ведении предпринимательской деятельности, и неэффективность борьбы со злоупотреблениями в целом.