Если бы в прошлом году не случился российский кризис, то неизвестно еще, о чем бы говорили докладчики на восьмом Ежегодном собрании Европейского банка реконструкции и развития, которое состоялось в Лондоне 19-20 апреля с.г. Ни одно выступление управляющего-губернатора ЕБРР (как правило, министра финансов страны - акционера банка) не обошлось без ключевого словосочетания «российский кризис», поворачиваемого в разных вариантах.
Вот и президенту ЕБРР Хорсту Келлеру пришлось обнародовать неприятную цифирь потерь, столь масштабно впервые потрясших банк за восемь лет существования. Убытки ЕБРР в результате решений правительства России от 17 августа 1998 года составили 261 млн. евро. Банку пришлось отчислить в резервы на покрытие возможных потерь 553 млн. евро по сравнению с 178 млн. в 1997 году. На конец прошлого года из всех резервных отчислений на проекты в России пришлось свыше половины общей суммы.
Г-ну Келлеру было тем более невесело, что это первое Ежегодное собрание после занятия им поста президента ЕБРР, и оглашать ему пришлось не свои личные, как руководителя, промахи, а потери, понесенные вследствие выстроенной предшественниками стратегической линии ЕБРР, при которой 40% всего финансирования банка приходится на продвинутые страны Центральной Европы, 30% - на Россию (всего лишь одну из стран операций банка) и столько же, 30%, - на все остальные, менее продвинутые страны операций.
Постсоветское пространство, принявшее на себя удар экономического обвала бывшего старшего брата, обеспокоено было больше других. И не столько последствиями, отразившимися на собственных экономиках, сколько экономической политикой ЕБРР, которую, собственно, и обсуждали во время пленарных заседаний Ежегодного собрания. Пожалуй, откровеннее всех высказался управляющий от Азербайджана Эльман Рустамов - в том смысле, что пора уже банку сокращать свои операции в Центральной Европе и двигаться на Восток - к менее развитым странам. О более равномерном распределении финансирования на все страны, о разрыве в финансировании так называемых «богатых» и «бедных» говорили почти все управляющие от стран СНГ.
Здесь будет интересно привести одну маленькую, но существенную деталь, характеризующую «объективный подход» менеджмента банка в деле проектного финансирования разных стран. Дело было в июне прошлого года. В воздухе уже проносились ласточки, по которым высокие профи инвестиционного мира (такие, как Уоррен Баффет) предсказывали приближение кризиса. Но в ЕБРР экономические носы никаких запахов из России не улавливали и продолжали твердить, что «все будет хорошо». (В то же время сразу после успешного Ежегодного собрания в Киеве кредитный департамент, возглавляемый заместителем вице-президента Норин Дойл, снизил кредитный рейтинг Украины, мотивируя предстоящими трудностями с обслуживанием еврозаймов и внутреннего долга). Трудностей на российском поле департамент в упор не видел. А главный экономист ЕБРР Николас Штерн не уставал повторять, что Россия, дескать, достигла значительных успехов в деле радикальных экономических реформ и может для многих своих соседей служить примером. Рейтинг предкризисной России в ЕБРР пришлось-таки снизить, но уже пост-фактум. Что, естественно, никак не повлияло на размеры ее финансирования, которые впоследствии и составили те «существенные убытки», как назвал их в докладе президент Келлер.
Впрочем, несмотря на потери, управляющие от западных стран и на этом Ежегодном собрании высказывали свою поддержку России и хвалили банк за то, что справился с последствиями кризиса. В конце концов, какое имеет значение, как потушить испуг перед Россией - прямыми вливаниями из бюджетов отдельно взятых стран, или опосредованно, через кредиты ЕБРР, где взносы западных стран составляют более 87%? Просто имеется главный политический пункт - держать Россию на плаву изо всех сил, во что бы то ни стало, и во сколько бы это ни обошлось западному налогоплательщику. Раньше этому налогоплательщику рассказывали о необходимости усиления военной мощи родной страны, для удержания баланса «холодной» войны, нынче эти же деньги, говорят ему, нужно отдать России, чтобы она не вздумала начать опять «холодную», или даже «горячую» (так страшнее) войну. Так что деньги, то есть их суммы, все те же. Меняется разве что риторика, в зависимости от политического момента.
Вот и британский премьер Тони Блэр, решивший поприветствовать Ежегодное собрание ЕБРР, в своей традиционно зажигательной речи сделал два акцента - Косово и Россия. Поугрожал Милошевичу и обласкал Россию - мы, мол, верим в ее светлое будущее и мы ей поможем. Понятно: политический момент требует своего.
Управляющие-губернаторы одобрили деятельность банка в прошедшем году. Как следует из доклада президента Келлера, в плане работы на 1999 год предусмотрены новые обязательства порядка 1,8-2,8 млрд. евро. При этом было отмечено, что ЕБРР не уходит от своей стратегии «управляемого роста», но селективность в отборе проектов будет жестче.
2. Как украинская делегация хвалила свое инвестиционное пространство
Кривая на графике отношений между Украиной и ЕБРР на протяжении семи лет сотрудничества (с августа 1992 года) была разной. Министр финансов Игорь Митюков, участник семи ежегодных собраний банка, в последние годы - член Совета управляющих ЕБРР, в этом году - глава украинской делегации на Ежегодном собрании в Лондоне, - оценивая в интервью сотрудничество ЕБРР и Украины, заметил, что уровень его не всегда устраивал Украину. И если в 1993-м, 94-м и начале 95-го года банк больше изучал нашу страну, чем реально предлагал проекты и вкладывал деньги, то в 1997-м «произошел реальный прорыв» и развитие наших отношений пошло по восходящей.
И правда, на Ежегодном собрании 1997-го голос управляющего от Украины (в исполнении И.Митюкова) прозвучал резким диссонансом в хоре всеобщих «одобрямс» в адрес ЕБРР, его тогдашнего руководства - президента Жака де Ларозьера и первого вице-президента Рона Фримана. Украинский спич отличался конструктивной критикой и четко сформулированными пожеланиями относительно стратегических приоритетов ЕБРР. После «такого нашего небольшого демарша», говорит г-н Митюков, дела пошли иначе. Команда банкиров, работающих с Украиной, была усилена профессионалами, получила больше полномочий, и много профильных департаментов банка стали готовить проекты для Украины. Министр финансов считает, что 1997-й и 1998-й были довольно успешными в смысле партнерства с ЕБРР.
Для справки скажем, что на сегодняшний день в состоянии реализации 31 проект ЕБРР в Украине, общая стоимость их финансирования - более чем 1,2 млрд. евро, в которых доля финансирования банком составляет 650 млн. В состоянии подготовки и разработки - еще 15 новых проектов общей стоимостью около 650 млн. евро. Правда, не все эти проекты дойдут до своего практического воплощения, и в результате жесткого отбора их может вообще остаться половина.
В этом году послание украинского губернатора было нацелено на долгосрочное партнерство ЕБРР с каждой страной операций. Касаясь стратегии банка, И.Митюков напомнил исполнительному руководству ЕБРР о необходимости соблюдения принципа географической диверсификации операций банка, ослабление которого в прошлом году привело - в результате российского кризиса - к убыткам.
Однако, по сравнению с памятным 1997-м нынешнее выступление украинского губернатора показалось мне несколько «причесанным». Но, может быть, действительно, нечего нам сегодня на банк «наезжать», дела не так уж плохи. Валерий Литвицкий, помощник Президента Украины, считает, что наше партнерство при новом руководстве ЕБРР имеет все шансы достичь качественно нового уровня. Вот и новый президент банка Хорст Келлер свой первый официальный визит совершил в Украину в декабре 1998 года. По словам г-на Литвицкого, у Келлера установилось хорошее взаимопонимание с украинскими высшими государственными лицами.
Что ж, можно только приветствовать хорошие личностно-деловые отношения. Но не могу при этом упустить пару деталей. Например, в бытность свою высокопоставленным чиновником Министерства финансов Германии г-н Келлер был одним из инициаторов немецкой кредитной программы для России, а за месяц до официального визита в Украину он все-таки вначале съездил в Москву неофициально, так сказать, по делам кризиса, и даже после крупных потерь в России банк подготовил и одобрил новые российские проекты еще до конца прошлого года. Так что какова будет истинная позиция нового президента ЕБРР, - покажет время.
Не надо также забывать, что на наши «красивые» отношения посягают тучи украинского происхождения. Верховная Рада никак не может ратифицировать четыре гарантийных соглашения с ЕБРР. Речь идет о четырех проектах, кредиты на которые уже одобрены Советом директоров ЕБРР, а именно: проект по газовым счетчикам; модернизация системы воздушной навигации; создание украинской компании по энергосбережению; вторая кредитная линия развития малого и среднего бизнеса. Если парламент ратифицирует гарантийные соглашения, то объем украинского портфеля ЕБРР увеличится на 210 млн. долларов. Если же до октября сего года ратификация не состоится, некоторые из проектов могут быть отменены из-за того, что срок их эффективности окажется исчерпанным. Тогда Украине придется заплатить неустойку. Например, в случае «похорон» проекта по газовым счетчикам Украина лишится 1 млн. качественных счетчиков, а из госбюджета придется уплатить полмиллиона долларов штрафа.
А вот что действительно имело положительный резонанс в сочетании со словом «Украина» на нынешнем Ежегодном собрании, так это украинская инвестиционная презентация в рамках Бизнес-форума.
Что и как «презентовали», а проще говоря - рекламировали и хвалили - члены украинской делегации? В первую очередь, конечно, наше инвестиционное пространство. Министр финансов И.Митюков, например, убедительно доказывал успех фискального приспособления к последствиям российского кризиса. Глава НАУРЕИ Р.Шпек говорил о приватизации и динамике иностранных инвестиций. (Кстати, именно Роман Васильевич своим ответом на вопрос «зеленых» о достройке двух атомных реакторов, охладил их боевой дух, сказав, что он уж точно не меньше, чем они, волнуется о судьбе Чернобыля и новых реакторах, поскольку дети его живут за 90 км от ЧАЭС.) Глава Нацбанка В.Ющенко, пользуясь графиками на дисплее, говорил о развитии банковской системы и успехах монетарно-курсовой политики. Помощник Президента В.Литвицкий - о последних макроэкономических тенденциях и среднесрочной перспективе экономического роста. Именно он вызвал легкий шум (одобрения?) аудитории, сказав, что Украина - одна из четырех стран (имелись в виду еще Азербайджан, Хорватия и Польша), из которых после российского кризиса не произошло оттока прямых инвестиций. Директор ЕБРР от Украины Ю.Полунеев привел примеры эффективного сотрудничества с банком и ознакомил с планами банка в Украине. Дипломатический представитель дружественной Америки, коммерческий атташе посольства США в Киеве - А.Бигун говорил о видении Украины глазами американских инвесторов, самых крупных сегодня по объемам.
Но как бы ни была довольна своей презентацией украинская делегация и как бы ее ни хвалили присутствовавшие, на следующий день Еmerging Markets, боевой листок Ежегодного собрания ЕБРР, охладил эйфорию, написав, что картина, нарисованная на презентации, была чересчур уж розовой. Спасибо и на том, поскольку о некоторых странах операций вообще ничего не писали. И потом, реклама, как известно, все больше на положительном строится...
Следующее Ежегодное собрание-2000 ЕБРР проведет в столице Латвии Риге.